Средства массовой информации распространили 15 июня сообщение о том, что академик Виталий Гинзбург выступил с открытым письмом в защиту организаторов выставки «Запретное искусство-2006». Напомним, что в связи с проведением в марте 2007 года вышеупомянутой выставки было возбуждено уголовное дело по ст. 282 УК РФ против директора музея и Общественного центра имени Андрея Сахарова Юрия Самодурова и куратора выставки Андрея Ерофеева. Организаторов обвиняют в разжигании межрелигиозной и межнациональной розни. С иском в прокуратуру обратились представители православно-патриотического движения «Народный собор».
В настоящее время обвиняемые и обвинители активно готовятся к суду, делая громкие заявления и привлекая на свою сторону известных общественных деятелей. Так, Юрий Самодуров сделал специальное заявление, завершив его такими словами: «Мы бы хотели, чтобы на суде выступили люди, которые не считают выставку произведений, подвергнутых цензуре, разжиганием межнациональной и межрелигиозной розни. Я надеюсь, что люди культуры будут свидетельствовать, что обсуждение проблемы цензуры не может быть уголовным преступлением по определению». Видимо, Сахаровский центр не захотел обойти вниманием громкое имя Виталия Лазаревича Гинзбурга, известного своими выступлениями против клерикализма и в защиту прав неверующих на свободу убеждений.
Письмо Гинзбурга от 7 июня, адресованное Сахаровскому центру, было ответом на послание представителя руководства центра. Автор начал с того, что отказывается вступать в «переписку с прокуратурой» в связи с возрастом и состоянием здоровья, но разрешил использовать этот текст в качестве открытого письма.
В своих выступлениях в печати и на телевидении Гинзбург неоднократно замечал, что, будучи сам убежденным атеистом, уважает веру людей религиозных, их свободу выражать свои взгляды. А главное – права верующих на защиту своих чести и достоинства. В письме в поддержку Самодурова и Ерофеева он замечает, что «не защищает конкретного содержания выставки, которую не видел». Как писали посещавшие выставку журналисты, там экспонировались произведения с использованием религиозных символов и ненормативной лексики, изображения порнографического характера на фоне распятия и других христианских символов. Судя по всему, сатирические стрелы художников-атеистов были направлены против предметов и символов, священных для православных верующих, но точно так же осмеянию могли быть подвергнуты святыни других религий.
Виталий Лазаревич пользуется высоким авторитетом в обществе, к его мнению прислушиваются. Он часто выступает против попыток нарушить конституционный принцип отделения государства от Церкви. Такова его гражданская позиция, подкрепленная весом лауреатских званий и государственных наград. Выступления заслуженного ученого тем более авторитетны, что эта позиция не зависит от конъюнктуры и касается принципиальных вопросов. Но стоит ли размениваться по мелочам, не зная сути дела, и выступать в защиту людей, оскорбляющих религиозные чувства верующих?
В последние годы некоторые радикально настроенные деятели искусства явно злоупотребляют насмешками над Церковью.
Возможно, это реакция на агрессивные попытки проникновения клерикалов в систему образования, яростные атаки на современное искусство и науку. Но этот стихийный протест превращается в эпатаж, порой приобретает провокационные формы. Многие еще помнят скандально известную выставку в Манеже в 1998 году, где художник Авдей Тер-Оганян разрубал иконы топором. Было возбуждено уголовное дело, автору экстравагантного перформанса грозил четырехлетний срок заключения, и он попросил политического убежища в Чехии. В январе 2003 года в Сахаровском центре состоялась выставка «Осторожно, религия!», экспозиция которой была разгромлена группой православных прихожан. Дело тогда тоже дошло до прокуратуры. Сотрудники Центра были оштрафованы. И вот через несколько лет радикальные деятели искусства снова оскорбляют чувства верующих.
Аргументы, которые приводит академик Гинзбург в защиту руководства Сахаровского центра, практически дублируют доводы из заявления Самодурова. Все они носят универсальный характер и почти не касаются содержания выставленных работ. Отстаивается право атеистов на выражение своего мнения. В общем, стандартные правозащитные принципы и апелляция к правовым нормам. Но возникает вопрос: при чем здесь лауреат Нобелевской премии по физике? Самодурову и Ерофееву скорее нужна помощь высококвалифицированных адвокатов, а также экспертов-искусствоведов.
Однако обвиняемые явно пытаются перевести ситуацию в политическую плоскость. Самодуров объявил возбужденное против него и Ерофеева уголовное дело «спецоперацией ФСБ и иных силовых структур», при этом сообщил, что следователь, которому поручено это дело, относится к обвиняемым предвзято и высказывает взгляды православно-националистического характера.
Самодурова поддерживают известные правозащитники. Все уже привыкли, что они реагируют на каждое событие, которое, как им кажется, имеет отношение к нарушениям прав и свобод личности. Но академик Гинзбург никогда не относился к их числу. Он всегда выражал мировоззренческую позицию, но никто не ждал от него юридической правозащитной деятельности. Налицо как раз тот случай, когда крупный калибр используется для стрельбы по воробьям – лауреат Нобелевской премии ставится на одну доску с мало кому известным «Народным собором» и иже с ними. А ведь сегодня перед обществом стоят гораздо более масштабные проблемы: то и дело подвергается испытанию светский характер российского государства. И в этой ситуации слово Гинзбурга еще не раз прозвучит весомо, если его не будут впредь обременять грузом мелких и сиюминутных скандалов.