Крещение Магди Аллама в исламском мире было расценено как провокация.
Фото Reuters
Пасхальное богослужение в соборе Святого Петра в Ватикане в ночь с 22 на 23 марта получилось несколько необычным – по своим последствиям в первую очередь. По традиции в пасхальную ночь Папа Римский крестит несколько человек, преимущественно взрослых. На сей раз в числе крещенных Папой Бенедиктом XVI оказался журналист итальянской газеты Corriere della Sera, египтянин по происхождению, Магди Аллам. 55-летний Аллам, до своего обращения в католицизм исповедовавший ислам, известен своими критическими выпадами в адрес мусульман в Италии. Он называл итальянские мечети «гнездами фундаментализма и терроризма». Аллам также открыто поддерживал Бенедикта XVI после его печально знаменитой «регенсбургской лекции», когда на Понтифика обрушился чуть ли не весь исламский мир.
Крещение Папой мусульманина, быть может, и прошло бы относительно незаметно, если бы сам Магди Аллам (теперь уже Кристиан Магди Аллам) не сделал все, чтобы придать этому событию публичную огласку. Уже 23 марта на страницах Corriere della Sera он обратился с открытым письмом к главному редактору издания. В нем Магди подчеркнул, что обращение в католицизм – это его личное дело. Никакого отношения к его журналистской деятельности оно якобы не имеет. Но при этом Аллам не смог избежать довольно агрессивных высказываний, касающихся ислама. «Чудо Воскресения Христова отразилось на моей душе и избавило ее от тьмы, ненависти и нетерпимости, – пишет он. – Мой разум свободен от обскурантистской идеологии, делающей возможными ложь, принуждение женщин к убийству и самоубийству, тиранию, слепое подчинение».
Интересно, что уже 25 марта на страницах все той же Corriere della Sera с критикой письма Аллама выступил... католический публицист Витторио Мессори. Он предостерег новообращенного журналиста от радикализма, свойственного многим неофитам. Ситуация, когда Аллам, не успев креститься, уже сводит счеты с исламом, показалась Мессори неуместной, если не сказать – неприличной. «Это великая религия, – пишет публицист. – Ее приверженцы возводят свою веру к Аврааму, к тому же ислам уже больше тысячелетия определяет лицо нашей цивилизации... Если плоды порой бывают испорченными, то означает ли это, что и само дерево точно такое же?»
Сам Аллам в декабрьском интервью другой итальянской газете Il Giornale и вовсе заявил, что «умеренного ислама не бывает». В последние годы он настроил исламский мир против себя, поддерживая американское нападение на Ирак, одобряя казнь Саддама Хусейна и даже выступая на стороне Израиля в его конфликте с палестинцами. Совсем недавно он раскритиковал архиепископа Кентерберийского Роуэна Уильямса за его предложение адаптировать некоторые нормы шариата к британскому законодательству. «Подобное смешение нарушит равновесие в стране и приведет к падению конституционного порядка», – написал Аллам в своей колонке. Даже Тарика Рамадана, советника Евросоюза по делам религии и последовательного сторонника «евроислама», в открытом письме он назвал экстремистом.
Журналист признался, что еще в 2003 году итальянское правительство выделило ему персональную охрану. Якобы палестинское радикальное движение ХАМАС призывало устранить его из-за занимаемой им произраильской позиции. Есть в судьбе Магди Аллама нечто схожее с судьбой писателя Салмана Рушди, приговоренного аятоллой Рухоллой Хомейни к смерти за публикацию «Сатанинских стихов». Рушди никогда не менял религию, а только критиковал ислам. Теперь, получив крещение от рук Римского Папы в соборе Святого Петра, Аллам еще раз громко напомнил о себе «городу и миру».
Итальянские мусульмане, которых Аллам нещадно критиковал (и, видимо, будет критиковать и в дальнейшем), постарались отреагировать на переход журналиста в католицизм спокойно. Впрочем, имам Яхья Паллавичини, вице-президент Исламского сообщества Италии, усомнился в том, что Алламу стоило принимать католицизм для того, «чтобы сильнее и глубже любить Христа и христианство».
Исламский же мир, реагируя на это событие, не слишком осторожничал, причем досталось от него не только (и не столько) Алламу, но также западной цивилизации в целом и Ватикану в частности. Саудовская газета Al-Watan поместила фото крещения Аллама на передовице, подчеркнув, что Папа крестил «неустанного борца с исламом». «Провокацией со стороны Европы» назвал произошедшее в базилике Святого Петра обозреватель марокканской газеты Attajdid Мохамед Ятим. Он утверждает, что это событие «вписывается в общую тенденцию, особенно отчетливо обозначившуюся после публикации карикатур на Пророка Мухаммада». А вот слова известного иорданского богослова Арефа Али Найеда: «Печально, что Ватикан пытается заработать очки, используя в качестве орудия личный акт религиозного обращения».
Богослов также считает крещение Аллама провокацией – только со стороны Ватикана.
Примечательно, что в прошлом году Найед стал одним из 138 мусульманских богословов, подписавших открытое письмо к Папе Римскому с призывом интенсифицировать диалог с исламским миром. Теперь в перспективах такого диалога он сомневается, хотя сам по-прежнему готов трудиться на этой ниве. По его мнению, Ватикану стоило бы отстраниться от тех «антиисламских выпадов», которые позволяет себе Магди Аллам.
Ватикан, как водится, развел руками. Официальное издание Святого Престола, газета L’Osservatore Romano написала 25 марта, что жест Папы Римского – выражение «религиозной свободы», а никак не враждебный выпад в адрес «такой значительной религии, как ислам». Глава Папского Совета по межрелигиозному диалогу кардинал Жан-Луи Торан заявил в интервью информагентству Apcom, что «двери Католической Церкви открыты для всех», а свобода выбора – главная из свобод (интересно, что сказал бы он, реши какой-нибудь католик принять ислам). Между тем испанская газета El Pais задалась вопросом: «Была ли какая-то необходимость в том, чтобы крещение Магди Аллама совершал лично Папа, причем непосредственно в Ватикане?» Не похоже, чтобы у Ватикана был вразумительный ответ на этот вполне обоснованный вопрос. «Свобода совести» таким ответом не является.
Яхья Паллавичини, слова которого уже цитировались выше, рассуждает так: если желание Аллама стать католиком было искренним, то не лучше ли было принять крещение «приватно», подальше от объективов фото- и телекамер? Например, в городе Витербо, где проживает журналист? В конце концов религия – личное дело каждого. Из того, крестил тебя сам Понтифик, епископ или какой-нибудь скромный падре Джованни, никак не следует, «хороший» ты католик или «плохой», «полноценный» или «неполноценный». В Ватикане обычно читают газеты (там есть целый отдел, который этим занимается), прекрасно знают, кто такой Магди Аллам, как к нему относятся мусульмане и какой резонанс вызовет его публичное крещение. И тем не менее ватиканские прелаты решились это крещение совершить. Значит, это был достаточно продуманный политический акт, и упреки в свой адрес Святой Престол заслужил.
Стремясь заработать очки на громкой сенсации с торжественным переходом мусульманина в католичество, Ватикан повторяет те же ошибки, которые делала Католическая Церковь во времена Средневековья. Тогда прозелитизма не очень стеснялись, поэтому личные обращения известных людей в католичество только приветствовались Римской Курией. Теперь же времена изменились, последствия таких обращений могут оказаться трагическими.
Достаточно вспомнить, что совсем недавно в Ираке хоронили католического епископа города Мосула Павла Фараджа Рахо, похищенного и убитого исламскими экстремистами. Уже сегодня исламский мир вновь заговорил о войне «крестоносцев», то есть христиан, против последователей Пророка Мухаммада. Остается только напомнить: посеявший ветер, пожинает бурю!