В «НГР» № 16 от 19.12.07 была опубликована статья «Свет» с Востока». Ситуация в современной Турции отражается в российских регионах», где комментировались заявления представителя республиканского управления ФСБ Башкортостана Рустема Ибрагимова по поводу лицеев образовательной сети турецкого религиозного и общественного деятеля Фетуллы Гюлена. Эта публикация была замечена турецкой прессой, прежде всего влиятельной газетой «Заман» (Zaman, 27.12.07). Представители издания посетовали на необъективное отражение деятельности этого религиозного лидера. Корреспондент «НГР» решил разобраться в том, что собой представляет движение Гюлена и какое участие созданные этим деятелем организации принимают в духовной жизни мусульманских регионов России.
Заместитель председателя Совета муфтиев России шейх Фарид Асадуллин рассказал «НГР» о том, как в 1993 году в рамках визита в Турцию он и муфтий Равиль Гайнутдин встречались в Стамбуле с Гюленом. «На нас он произвел впечатление человека респектабельного и авторитетного, придерживающегося «срединной» линии в исламе, – сообщил Асадуллин. – В круг общения Гюлена входит вся политическая элита Турции, включая нынешнее руководство страны. Он окружен вниманием и почетом учеников и последователей, занимающих в исламском мире твердые позиции. Некоторые из них приезжают в нашу страну, занимаются проповеднической деятельностью. Но это люди очень лояльные», – уверен наш собеседник. Он объясняет миссию Гюлена тем, что «в современных условиях презентация ислама не исключает его вестернизации» с целью адаптирования истин Корана для непосвященных.
Научный сотрудник Института принципов Ататюрка и истории Турецкой революции Стамбульского университета Мехмет Перинчек связывает с именем Гюлена кроме широко разветвленной сети турецких школ, о которой шла речь в вышеуказанной публикации «НГР», фонды «Толеранс» и «Диалог Евразия».
«Как вы говорите? Гюлен? Никогда не слышали такого имени!» – так отреагировали на вопрос корреспондента представители фонда «Толеранс». И заверили, что деятельность фонда ограничивается организацией платных курсов турецкого языка и ни слова религиозной проповеди эти стены не слышали со дня основания.
Руководитель фонда «Диалог Евразия» Али Сами Йылдырым сообщил корреспонденту «НГР», что ему «по-человечески близки» идеи Гюлена, однако он решительно отрицал прямую связь возглавляемой им организации с деньгами турецкого богослова и мецената. Беседа с господином Йылдырымом не внесла ясности в ситуацию относительно того, какие же именно интересы имеет в России Гюлен, а уверения в том, что это «очень хороший человек», звучавшие по-детски непосредственно, еще больше сгущали краски. Как известно, Восток – дело не только тонкое, но и темное!
Господин Йылдырым, искренне желая помочь нам, рекомендовал обратиться за комментарием к исламоведу, доктору юридических наук Леониду Сюкияйнену. Леонид Рудольфович рассказал о своем опыте общения с преподавателями и учащимися нескольких турецких школ в Москве, Петербурге и Казани. Сообщил, что в этих учебных заведениях трудятся приехавшие из Турции учителя. Кроме углубленного изучения турецкого языка школьникам предоставляется возможность познакомиться с рядом предметов на английском языке. Леонид Сюкияйнен убежден, что «нет единого центра, который бы спонсировал эти школы». «У меня есть объяснение, почему Гюлену приписывают покровительство турецким школам в разных странах, – сказал он. – Среди идей, которые выдвигает Гюлен, – мысль о необходимости образования. Он полагает, что исламский мир находится в кризисе и преодоление этого кризиса лежит в плоскости просвещения. Различные организации и отдельные люди, симпатизирующие этой идее и самому Гюлену, проводят такую деятельность».
Если руководящий работник башкирского ФСБ Рустем Ибрагимов крайне негативно оценивает деятельность турецких лицеев в Поволжье, то в Федеральном агентстве по образованию РФ о турецких образовательных учреждениях просто ничего не знают. Возможно, потому, что эти школы после 2003 года убрали из своих названий слово «турецкие», хотя продолжают углубленное преподавание турецкого и английского языков и отказались, во всяком случае официально, от финансирования иностранными фондами и связанными с ними коммерческими структурами. Так поступили в Башкирском республиканском лицее-интернате, до 2003 года именовавшемся Республиканским башкирско-турецким лицеем. История тесных отношений этого учебного заведения с гостями из Турции отражена в старой версии веб-сайта школы (http://www.rbtl.ru).
Между тем, по мнению правоохранительных органов, деятельность подпольной религиозной организации «Нурджулар» – зримый факт антироссийской направленности проповедников турецких форм ислама. Как сообщили «НГР» в прокуратуре Татарстана, недавно было возобновлено расследование дела, возбужденного в марте 2007 года в отношении организации «Нурджулар» и распространяемых ею сочинений Саида Нурси. «Экспертиза установила, что эти книги содержат призывы к религиозной ненависти, идеи превосходства одной религии над другой, – пояснил Эдуард Абдуллин, старший помощник руководителя по контролю за исполнением Следственного комитета Следственного управления прокуратуры Республики Татарстан. – В Казани и Набережных Челнах проведено более 30 обысков, изъята литература», – заключил Абдуллин.
Имя Фетуллы Гюлена не упоминается в деле организации «Нурджулар». Однако Гюлен в своих трудах и посланиях ссылается на Саида Нурси. Обоих религиозных деятелей объединяет принадлежность к одной традиции – тайному учению дервишей-суфиев средневековой Анатолии, прежде всего поэта-мистика Джелаладдина Руми Мевляны. Во всяком случае, в исследованиях, посвященных истории турецкого ислама и идеологии пантюркизма, а также в прессе (vektor.kazan.ws) Гюлена прямо называют лидером современных последователей Нурси.
Не найдя исчерпывающих ответов на свои вопросы в России, корреспондент «НГР» решил обратиться непосредственно к господину Гюлену.