В конце минувшей недели католический архиепископ Тадеуш Кондрусевич, завершивший свое 16-летнее служение в России, прибыл в Минск. 10 ноября в соборе Пресвятой Девы Марии состоится торжественное богослужение по случаю вступления Кондрусевича на Минско-Могилевскую кафедру. Он покинул Россию, успев посвятить в епископы своего преемника Паоло Пецци. В Москве вовсю заговорили о потеплении в отношениях католиков с Русской Православной Церковью: дескать, на место поляка, олицетворения «недружелюбного» понтификата Иоанна Павла II, назначен итальянец, «компромиссная фигура».
Сам Пецци накануне посвящения в епископы 27 октября успел дать несколько блицкомментариев российским СМИ. В частности, он сказал, что рассчитывает на «доброжелательный, здравый и содержательный диалог с восточно-христианской традицией, представленной в России преимущественно Русской Православной Церковью Московского Патриархата и глубоко укорененной в российском обществе». Оптимистично настроены и в Русской Православной Церкви (РПЦ). Глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) на пресс-конференции в Интерфаксе 30 октября выразил надежду на то, что Пецци будет «содействовать преодолению тех трудностей, которые существуют между Церквами». По словам иерарха РПЦ, во время прощальной встречи они с Кондрусевичем «нелицеприятно» поговорили о прошлом, «потому что были проблемы».
Судя по всему, проблемы сохранятся и при Пецци. От фигуры иерарха здесь зависит не слишком много.
Митрополит Кирилл считает, что во взаимоотношениях двух Церквей «суровые заморозки» сменились «оттепелью»: католики и православные понимают, что на международной арене им необходимо выступать единым фронтом и отстаивать общие идеи и интересы. Для описания диалога РПЦ с католиками «оттепель» – очень меткое определение. Оттепель – это еще не весна, а лишь перерыв между заморозками. Во взаимоотношениях православных и католиков периоды потепления и похолодания меняются циклично. Медленное движение навстречу друг другу, о котором совсем недавно говорил в Москве кардинал Роже Эчегарай, порой напоминает бег на месте. Такой бег, быть может, и согревает на морозе, но лишь на время.
Прогресс в диалоге РПЦ и Католической Церкви едва ли зависит от того, кто занимает Московскую кафедру – Пецци или Кондрусевич. Паоло Пецци встраивается в уже сложившуюся конъюнктуру. Именно ее следует изменить, если стороны рассчитывают на конструктивный диалог. Что для этого необходимо?
Диалог сдвинется с мертвой точки, если православные и католики наконец достигнут компромисса по вопросу о прозелитизме. Что считать прозелитизмом, а что – нет? Паоло Пецци едва ли предложит здесь что-то новое, более приемлемое для Московского Патриархата. Вот что он заявил Интерфаксу 27 октября: «Миссия – это свидетельство о евангельских ценностях. И прозелитизм начинается там, где заканчивается подлинная миссия». Стандартное «католическое определение», постоянно критикуемое в РПЦ. Проще говоря, лишь проповедь, подкрепленная подкупом и обещаниями социальных привилегий, можно считать прозелитизмом. Ни слова о «канонической территории» и т.п.
Компромисса по вопросу о миссионерской деятельности сложно ожидать от иерарха, чья деятельность всегда была связана с миссионерскими движениями и международными католическими организациями. Паоло Пецци – член Братства св. Карла Борромео. Это миссионерская организация священников, образованная в середине 1980-х. Кроме того, Пецци тесно связан с движением Communione e liberazione и считает его основателя Луиджи Джуссани своим «духовным учителем». Это движение сегодня представлено в 77 странах мира, его члены (свыше 100 тыс. человек!) активно участвуют в политической, экономической, общественной и культурной жизни. Нынешний глава Communione e liberazione священник Хулиан Каррон присутствовал на рукоположении Пецци 27 октября и даже произнес приветственную речь.
Выступая в Интерфаксе, митрополит Кирилл говорил не об общей «прозелитической стратегии» Ватикана в России, а только о «досадных случаях» прозелитизма. Тем не менее за частными случаями в РПЦ все равно видят общую тенденцию, а Ватикан не намерен нести ответственность за каждого сироту из приюта, обращенного в католичество. Паоло Пецци мог бы, конечно, направить все свои силы на то, чтобы «досадных случаев» стало меньше. Собирать информацию с мест, отслеживать случаи «неправильной» миссионерской деятельности. Надзирать и наказывать. Но вовсе не для этого его назначили на Московскую кафедру. Он не может стать своего рода инспектором, оказывающим услугу РПЦ. Это противоречит задачам, стоящим перед Католической Церковью как таковой: не распространяя свое влияние, Церковь превращается в реликт прошлого.
Диалог двух Церквей мог бы заметно прогрессировать, если бы Ватикан приструнил украинских греко-католиков с их миссионерским запалом. Но в том-то и беда, что Святой Престол просто не контролирует ситуацию на Украине, где униатам давно уже не указ никто, кроме них самих. Это с сожалением, пусть и неофициально, признают в Ватикане, это прекрасно понимают и в Москве. Но при этом «украинскую проблему» в РПЦ называют центральным препятствием для нормализации отношений с католиками. Кондрусевич, Пецци, поляк, итальянец, француз или немец – кого бы ни назначил на Московскую кафедру Бенедикт XVI, это совершенно не повлияет на решение «украинского вопроса» (разрешим ли он вообще?). Впрочем, заслугой архиепископа Кондрусевича было то, что при нем униаты не слишком вольготно чувствовали себя в самой России. Что будет при Пецци – покажет время.
У диалога между РПЦ и Католической Церковью, как у медали, есть две стороны, аверс и реверс. Аверс – это солидарность в вопросах этики. Недаром тот же митрополит Кирилл на недавнем межрелигиозном форуме в Неаполе «принципиально не исключил» создания в будущем православно-католического альянса именно на основе общих ценностей. Реверс – это острые проблемы: униаты, прозелитизм, примат Папы Римского и т.д. РПЦ поворачивают эту медаль той или иной стороной в зависимости от ситуации: нужна поддержка католиков в деле преподавания религии в школе – вспоминают об «общем»; в СМИ появляется «утка» о грядущей встрече Папы и Патриарха – говорят о различиях и неразрешенных трудностях. Ничто не предвещает нам существенных изменений и при Паоло Пецци – в этом не стоит заблуждаться!
Новый глава Московской епархии в своей первой проповеди в сане епископа вспомнил отнюдь не евангельскую заповедь «Не навреди». Говорил он о том, что она хороша не только для врача, но и для епископа. Действительно, очень актуальная заповедь. Помочь развитию православно-католического диалога порой бывает куда сложнее, чем навредить.