Три жарких недели весь цвет отечественной прогрессивной мысли ломал копья с наиболее выдающимися апологетами русского православия по поводу открытого письма десяти академиков к президенту Владимиру Путину. Три недели шла великая чернильная битва науки с религией, ученый шел на верующего, пока не порешили они: силы наши равны, и не можем мы побороть друг друга. А раскалывать общество накануне чрезвычайно важных, может быть, даже поворотных событий в истории России, о которых известно только, что состоятся они в декабре этого и в марте следующего года, совсем некстати. И замолчали наши полемисты, опустили копья авторучек, перестали стучать по клавиатуре и занялись каждый своим делом. Тем более что дел у всех по горло. Особенно перед выборами. И августовская пора отпусков вовсе не умаляет их важности.
Вот, к примеру, управляющий делами Московской Патриархии, митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) – влиятельный иерарх, отметивший накануне 25-летний юбилей своего архиерейства. Он остался в стороне от словесных баталий вокруг «письма десяти», но для РПЦ за эти три недели сделал, наверное, больше, чем добрый десяток церковных журналистов, которые вовсю полемизировали с академиками. 2 августа митрополит Климент принял участие в заседании правительства РФ и высказал ряд соображений о том, как следует улучшить взаимоотношения государства и религиозных организаций. В частности, напомнил чиновникам о законопроекте, с которым Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) медлит уже два года. Согласно ему, имущество, которым религиозные организации сегодня обладают на правах бессрочного безвозмездного пользования, должно перейти в их неотъемлемую собственность.
В средствах массовой информации этот проект уже назвали «законом о реституции» (то есть о возвращении Церкви всего ее дореволюционного имущества). В РПЦ поправляют: речь идет не о реституции, а о «совершенствовании нормативно-правовой базы в сфере безвозмездной передачи в собственность религиозных организаций храмов и иных объектов религиозного назначения». В марте этого года вице-премьер Дмитрий Медведев отвел ведомству Германа Грефа месяц на доработку и согласование этого законопроекта. Однако прошло уже почти полгода, а согласованного текста все еще нет. «Мы надеемся, что в ближайшее время этот закон будет принят», – подчеркнул митрополит Климент 2 августа.
«МЭРТ должен сначала согласовать концепцию, а потом разрабатывать законопроект. Учитывая, что всякое время на это заканчивается, они вынуждены делать эти две вещи параллельно, – сообщил «НГР» ответственный секретарь Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ Андрей Себенцов. – Смысл в этой работе есть. Имущество, которым религиозные организации сегодня безвозмездно пользуются и которое имеет религиозное назначение, безусловно, нужно передавать им в собственность. Главный вопрос – где начинается и где кончается имущество религиозного назначения? Нередки случаи, когда к нему приписывают нечто иное».
Собственно, об одной такой загвоздке и говорил митрополит Климент. Так как выступление было приурочено к отчету министра культуры и массовых коммуникаций Александра Соколова о деятельности его ведомства за предыдущий год, речь шла о памятниках культуры. «Многие церковные предметы, имеющие не только культурное, но и духовное, а зачастую прямое богослужебное предназначение, сегодня находятся в музеях, – заявил митрополит Климент. – Излишне говорить, что с позиций православного сознания данное положение является неприемлемым».
Это явно был «камень в огород» министра Соколова, однако удар был тут же смягчен предложением иерарха открывать в подобных случаях «древнехранилища», то есть церковные музеи, где «желающие будут иметь возможность для научного и познавательного знакомства». «Но делаться это будет в соответствии с церковными нормами», – добавил митрополит Климент.
Вопрос о том, в чьей собственности должны находиться памятники культуры, которые Церковь считает своими духовными святынями, – главный камень преткновения во взаимоотношениях Минкульта и РПЦ. Нередки конфликты между музейными работниками и епархиальным духовенством на этой почве. Не один год продолжается спор о принадлежности зданий Рязанского кремля, в этом году аналогичные трения возникли в Тобольске. Особняком стоит конфликт между жителями острова Валаам и монастырским начальством. Урегулировать эти споры могло бы ясное законодательство о собственности для религиозных организаций, однако оно все еще в разработке. Между тем и в законодательстве о памятниках культуры есть свои «подводные камни».
«Необходимо разделять движимое и недвижимое имущество, – пояснил Андрей Себенцов. – Недвижимость, в том числе и памятники культуры, можно передавать в собственность религиозным организациям. Не могут быть отчуждены из федеральной собственности только объекты особого культурного значения. Что касается движимого имущества, то на него распространяется Закон о музейных фондах. Если имущество находится в фонде музея, оно не может быть отчуждено, но может быть передано в пользование согласно договору».
Эксперт счел вполне возможным создание церковных древнехранилищ. «Эта идея впервые появилась в связи с ризницей в Троице-Сергиевой лавре. Религиозные организации вправе попросить на длительное время имущество, хранящееся в государственных запасниках, и выставлять его. Конечно, для этого нужно найти соответствующие формы. Однако без более глубокого изменения законодательства на сегодняшний день нельзя говорить о передаче имущества из запасников в собственность религиозным организациям», – считает Андрей Себенцов.
Как бы то ни было, проблемы сохранения культурного наследия, будь то светское или духовное, оказались напрямую сопряжены с проблемами церковной собственности накануне предвыборной кампании. Митрополит Климент не случайно поднял этот вопрос именно сейчас. Действительно: выборы на носу, а важнейший из вопросов в церковно-государственных отношениях, вопрос имущественный, до сих пор не улажен. Сменятся главы соответствующих ведомств – и плоды многолетних усилий Церкви по налаживанию «конструктивного диалога» с государством пропадут даром. Другое дело, если МЭРТ успеет внести в Госдуму соответствующий законопроект этой осенью, а парламентарии, в свою очередь, успеют проголосовать за него. Тогда Русская Православная Церковь, став крупнейшим собственником в стране, будет чувствовать себя в безопасности независимо от всяческих электоральных передряг.