Еще не так давно иерархи Русской Православной Церкви призывали к миру с трибун международных форумов и метали в западных «буржуазных» милитаристов громы и молнии. Времена меняются: пацифизм сегодня «не в моде», а стремление Церкви освятить идею защиты Родины с оружием в руках своим авторитетом становится все заметнее. В крупных городах России празднование дня Воздушно-десантных войск (ВДВ) 2 августа не обошлось без участия духовенства, богослужений и крестных ходов. За Ильей-пророком прочно закрепилось почетное звание «святого покровителя ВДВ». А Патриарх Московский и всея Руси Алексий II приурочил свой первый пастырский визит в Удмуртию 4–5 августа к... 200-летию завода «Ижмаш», выпускающего боевое оружие (в том числе и всемирно известный автомат Калашникова).
Речь Патриарха на площади города Ижевска 4 августа – яркий пример того, как можно связать автомат с возрождением духовности! Поначалу Алексий II говорил о заслугах ижевских оружейников перед Родиной в годы Великой Отечественной войны. Далее он заметил, что память о их подвиге должна передаваться в семьях оружейников, без этого не построить ни «духовно развитого», ни «социально стабильного», ни «экономически обеспеченного» общества. А затем Патриарх заговорил на «дежурные» для нынешних выступлений иерархов темы: о семейных ценностях и противоречащем им эгоизме, о «благоговении» к традициям и духовному наследию, о том, что без православия благополучного общества в России не построить. Наконец, он объявил о награждении коллектива Ижмаша орденом Димитрия Донского II степени. Многие слушатели к тому времени могли уже и подзабыть, что речь изначально шла не о духовном, а об огнестрельном оружии!
В Ижевске Алексий II не только встречался с общественностью города. Он также возглавил всенощное бдение в Александро-Невском кафедральном соборе и освятил воссозданный Свято-Михайловский кафедральный собор. Кроме того, Патриарх встретился с президентом Удмуртии Александром Волковым. Именно на встрече с главой республики Предстоятель РПЦ решил прокомментировать знаменитое уже «письмо академиков». Однако Патриарх не сказал ничего нового ни по форме, ни по содержанию: назвав письмо академиков «отголоском атеистической пропаганды», он заявил, что Церковь «не вмешивается в дела государства», а «Основы православной культуры» – культурологический предмет.
Все это мы уже не раз слышали и от самого Алексия II, и от других представителей РПЦ. Однако СМИ достаточно живо отреагировали на слова Патриарха, он мгновенно превратился в одну из центральных фигур медиапространства, а в Интерфаксе даже созвали пресс-конференцию в связи с его высказываниями. Хотя, казалось бы, в Церкви и СМИ дискуссию постепенно начали сворачивать – даже зампред Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Всеволод Чаплин поспешил написать к ней «послесловие».
Не без помощи Патриарха СМИ реанимировали еще одну «вечную тему». По возвращении из Ижевска Алексий II 7 августа принял кардинала Роже Эчегарая, почетного президента Папского совета Justitia et pax («Справедливость и мир»). Нужно ли говорить, что Предстоятель РПЦ и высокий ватиканский гость как будто в угоду СМИ вновь заговорили о перспективах встречи Патриарха и Папы Римского. Эчегарай передал Алексию II специальное послание от Бенедикта XVI и заявил, что к встрече, о которой так много говорят и пишут, стороны постепенно движутся, и «шаг их убыстряется». В ответ Алексий II призвал Ватикан «скорейшим образом» покончить с прозелитизмом на канонической территории РПЦ, призвать к порядку украинских греко-католиков и пресечь «экспансию унии в другие страны СНГ». В общем, прозвучали привычные для обеих сторон, малоинформативные заявления. Однако Алексий II дал повод говорить о своей активности. Шутка ли: Предстоятелю РПЦ 78 лет, еще совсем недавно (в начале мая с.г.) он проходил медицинское обследование в клинике в Швейцарии (что вынуждены были признать даже в Московской Патриархии, обычно не комментирующей все, что связано со здоровьем Алексия II). И тем не менее в разгар лета, в достаточно тяжелый для любого пожилого человека период, у Патриарха весьма насыщенный график: серия богослужений, освящение колоколов для Гарвардского университета (24 июля), поездка в Ижевск, встреча с представителем Римско-Католической Церкви.
Положа руку на сердце: ни одно из этих мероприятий не относилось к разряду первостепенных по значимости. Колокола в Гарварде звонят всего лишь раз в год по случаю футбольных матчей и богослужебного значения не имеют. Собор в Ижевске мог быть освящен и местным архиереем (не говоря уже об «Ижмаше»). Встреча с кардиналом Эчегараем ничего нового в православно-католические отношения не внесла и не могла внести. Имитация кипучей деятельности – и при этом очередное заседание Священного Синода РПЦ, намеченное на июль, попросту не состоялось. В июле в пресс-службе Московской Патриархии корреспонденту «НГР» сообщили, что оно перенесено на неопределенный срок и пройдет либо в августе, либо и вовсе осенью. А ведь дел у Синода накопилось достаточно: казус Чукотского епископа Диомида (получившего в православной прессе прозвище «Динамит»), итоги подписания «Акта о каноническом общении» с Зарубежной Церковью и многое другое.
Почему же не состоялось заседание Синода? Причин может быть несколько, и прежде всего – нездоровье Алексия II. Но ведь 24 июля он был в Москве и освящал колокола, да и после этого не исчезал из поля зрения! Значит, Синод мог собраться в полном составе еще в июле.
Возможно, причина задержки в том, что Синод призван дать некие официальные заключения по ключевым вопросам церковной жизни, а у руководства РПЦ окончательного представления по ряду проблем не сложилось. Это касается и соблюдения Акта о каноническом общении с Зарубежной Церковью. После пафосных майских речей о свершившемся историческом событии не слишком удобно признавать на первом же заседании Синода, что все прошло не слишком гладко.
Новый раскол внутри Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), связанный с именем епископа Одесского и Таврического Агафангела (Пашковского), о котором уже не раз писали «НГР», – это еще полбеды. Как сообщают источники «НГР» в РПЦЗ, имя Патриарха Московского и всея Руси не поминает во время богослужений более половины духовенства некоторых епархий Зарубежной Церкви. Касается это и высших иерархов РПЦЗ, более того, поминовения нет и в Кафедральном Синодальном соборе в Нью-Йорке! Эти тревожные вести, разумеется, не обошли стороной и иерархов РПЦ. Даже глава ОВЦС МП митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) заявил на пресс-конференции в агентстве РИА Новости 13 августа, что для окончательного воссоединения Церквей потребуется не меньше 5 лет.
Активность Патриарха – это, конечно, хорошо, остается лишь пожелать ему сил и здоровья. Но это лишь иллюзия деятельности. Насущные проблемы не исчезнут с летним зноем, и решать их все равно рано или поздно придется...