0
2573
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

18.07.2007 00:00:00

Углубление раскола

Тэги: рпц, зарубежная церковь


Павел КругСо дня подписания Акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью Московского Патриархата (РПЦ МП) и Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ) прошло два месяца. Все это время в среде «зарубежников» ходили слухи о подготовке раскола частью духовенства РПЦЗ, не принявшей воссоединения с Церковью в отечестве. Эти слухи оправдались. Лидером этого движения стал «зарубежный» епископ Одесский и Таврический Агафангел (Пашковский), которого митрополит Лавр запретил в служении 20 мая. На прошлой неделе сторонники опального епископа собрались в городе Астория (США, штат Нью-Йорк) и образовали Временное Высшее Церковное Управление РПЦЗ. Об этом сообщил их информационный портал «Вестник Восточно-Американской епархии» (http://sobor2006.livejournal.com). «Пашковцы» считают, что в раскол ушел не епископ Агафангел, а митрополит Лавр и другие члены зарубежного Синода.

Ранее Архиерейский Синод РПЦЗ, объединившийся с Московским Патриархатом, собрался на внеочередное заседание в Сан-Франциско 28–29 июня. Документы, принятые Синодом, появились на официальном сайте РПЦЗ (www. russianorthodoxchurch.ws) более недели спустя. Первое, что бросается в глаза, – сохранение в них дореволюционной орфографии, от которой Зарубежная Церковь вовсе не собирается отказываться после подписания Акта о каноническом общении. Иерархи РПЦЗ отметили, что «не все чада нашей Церкви и не все пастыри ея одинаково воспринимают произошедшее. Некоторые даже отложились от Церкви, переходя в различные группировки, не имеющие канонического основания, или даже формируя новые псевдоцерковные образования». Таким образом, факт раскола был уже в конце июня признан официально.

Документы, принятые в Сан-Франциско, затрагивают проблему экуменизма и церковного модернизма (которые названы «пагубными»), а также проблему «сергианства», которая обозначена как «особенности отношений Церкви и государства в условиях тоталитарного режима». Все эти «пагубы» предлагается обсудить (и, наверное, – осудить) на Поместном Соборе объединенной Русской Православной Церкви. Правда, когда может состояться такой Собор, неизвестно. Во всяком случае, для успеха этого мероприятия Церковь должна быть единой («проблемы церковныя преодолеваются только в пределах ограды церковной»). Несмотря на миролюбивый тон документа, остальное легко читается между строк – все «раскольники», выступившие против Акта о каноническом общении, должны либо покаяться, либо готовиться к принятию суровых мер, то есть к запрещению в служении, лишению церковного сана и отлучению от Церкви.

Накануне заседания Архиерейского Синода епископ Берлинский и Германский Марк (Арндт) запретил в служении двух клириков Русской Духовной миссии РПЦЗ на Святой земле – игумена Андроника (Котлярова) и иеромонаха Илию. Формальным поводом для такого решения было самовольное оставление ими своих послушаний, а действительной причиной – попытка создания Временного Высшего Церковного Управления (ВВЦУ). Для этого иерусалимские «зарубежники» решили заполучить подпись епископа Ирийского Даниила (Александрова). Поначалу он даже подписал такую бумагу (теперь этот документ может считаться раритетным!), но затем, подумав, отказался от своей подписи. Обо всем этом епископ Даниил сам рассказал в видеообращении к верующим (http://www.russianorthodoxchurch.ws/synod/2007/6vldanielmovie.html).

Суета вокруг пенсильванского епископа окончилась победой сторонников митрополита Лавра, который лично посетил престарелого иерарха, вернувшись из России. «Вы не только отклонили притязания тех, кто полагал использовать ваше имя для успешного создания очередной противоцерковной группы, – благодарил Синод РПЦЗ епископа Даниила. – Несмотря на ваши немощи телесныя, вы нашли в себе достаточно сил, чтобы колеблющиеся и встревоженные чада нашей Церкви смогли увидеть вас воочию, перед видеокамерой, дабы не оставалось никаких сомнений, каково ваше понимание происходящего в Русской Церкви».

Таким образом, среди иерархов РПЦЗ единственным непримиримым противником Акта о каноническом общении остался епископ Агафангел (Пашковский). Уже в июньском «последнем увещевательном послании», принятом на заседании Синода в Сан-Франциско, опальный епископ обвинялся в организации «псевдоцеркви». «Вы вошли в число организаторов некоей «истинной и подлинной зарубежной церкви»; вы принимаете под свой омофор клириков иных епархий; вы формируете незаконное «ВВЦУ». Как это совместимо с вашей заботой о своей епархии, чем вы преимущественно и объясняете свое беспокойство?» – спрашивается в обращении Синода РПЦЗ к епископу Агафангелу.

Теперь этот вопрос можно снять за ненадобностью. «Высшая церковная власть РПЦЗ, очистившись от еретических струпьев экуменизма и сергианства, вновь восстала во всем блеске своего канонического величия», – провозгласили 11 июля сторонники епископа Агафангела. ВВЦУ намерено собираться один раз в шесть месяцев, на осень 2008 года заявлено проведение V Всезарубежного Собора.

Свои притязания «пашковцы» объясняют следующим образом. «Мы разделяем искреннее желание всех верных чад нашей Церкви видеть Русскую Православную Церковь единой, – говорится в их обращении «всем верным чадам» РПЦЗ. – Но мы в не меньшей степени желаем видеть Русскую Церковь стоящей в истине. В данном же случае мы видим, что представители Московского Патриархата настояли на верности своим принципам экуменизма и сергианства, а наши представители уступили их давлению. Утверждение же некоторых представителей РПЦЗ, что можно быть непричастным ереси и в то же время находиться в евхаристическом единстве, противоречит догматам, канонам и всему Священному Преданию Православной Церкви».

В то же время в РПЦ МП считают создание Высшего церковного управления и другие решения сторонников епископа Агафангела не имеющими силы. «Совершенно очевидно, что встреча священнослужителей, состоявшаяся в Нью-Йорке, не имеет никаких канонических полномочий для принятия решений, касающихся Русской Зарубежной Церкви», – заявил в интервью агентству РИА Новости секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Николай Балашов. Он также выразил сожаление, что епископ Агафангел «не счел нужным прислушаться к братскому увещеванию», с которым члены Синода РПЦЗ обратились к нему на заседании в Сан-Франциско.

Похоже, епископ Агафангел пошел ва-банк, открыто провозгласив свое ВВЦУ единственной законной церковной властью. Теперь есть все основания полагать, что на следующем Архиерейском Синоде РПЦЗ в сентябре этого года следует ждать лишения его церковного сана и дальнейших запрещений в служении его сторонников.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1120
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
548
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
485
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
616

Другие новости