Бывший премьер-министр Палестинской автономии (ПА) и один из лидеров движения ХАМАС Исмаил Ханийя встретился 26 июня с главой католической общины Газы монсиньором Мануэлем Мусалланом. Ханийя заверил его в том, что ХАМАС не имеет отношения к нападению на католический храм и школу, которое произошло 14 июня. Он обещал найти виновных. Между тем ни одна из радикальных организаций до сих пор не взяла на себя ответственность за эти нападения. В ходу версия, согласно которой целью нападавших было похищение компьютеров из здания католической школы, а сломанные распятия и поврежденное скульптурное изображение Христа – всего лишь маскировка обычной кражи.
В секторе Газа проживают около 2–3 тыс. христиан. В основном это православные арабы, принадлежащие к Иерусалимскому Патриархату. Католическая и баптистская общины в Газе насчитывают около 200 членов каждая. ХАМАС гарантирует им защиту. Но многие христиане считают эти гарантии фикцией, они опасаются новых нападений и заявляют о готовности покинуть «опасную зону», в которую превратилась Газа.
Захват сектора Газа движением ХАМАС в середине июня развязал руки действующим в регионе экстремистским исламским организациям. Именно они совершенно недвусмысленно выступают за введение в Газе шариата. Вот что заявил в интервью интернет-сайту WorldNetDaily лидер исламистской группы «Джихадийа Салафийа» шейх Абу Сакер: «Я ожидаю, что наши христианские соседи поймут: власть ХАМАС несет настоящие перемены. Они должны быть готовы принять исламские законы, если хотят мирно жить в Газе». Под исламскими законами Абу Сакер, в частности, подразумевает запрет на миссионерскую деятельность, запрет на продажу алкоголя и обязательное ношение христианками платков в публичных местах.
«Проблема не в ХАМАС, а в тех, кто действует в тени этой организации. Сама атмосфера становится фанатичной и воинственной», – приводит слова главы Палестинского библейского общества Лабиба Маданата газета Washinghton Times. Заместитель директора Палестинского центра прав человека Вишах Джабер, в свою очередь, считает, что нарастание экстремистских настроений среди жителей Газы – «результат международного давления», а христиане становятся естественным объектом агрессии радикалов, как и представители других маргинальных групп».
«Христиане – наши братья, мы будем защищать их святые места и школы так же, как мы защищаем исламские школы. Однако есть люди, которые своими действиями дискредитируют наше движение», – заявил агентству Associated Press представитель ХАМАС Салях Бардавил. В последние годы лидеры ХАМАС активно работали над имиджем движения. По мнению исследователя из Кембриджского университета (США) Халеда Хруба, в последних программных документах ХАМАС собственно исламских акцентов относительно немного. «Они явно хотят, чтобы их рассматривали как современное исламское политическое движение, достойное доверия не только мусульман, но и вполне светских палестинцев», – резюмирует Хруб. Впрочем, он же отмечает, что «многие вглядываются в новое лицо ХАМАС с изрядной долей скепсиса, подозревая, что хамасовцы скрывают свои истинные цели и желают таким образом получить власть».
Скептиков действительно немало. Среди них – директор российского Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. По его мнению, в секторе Газа ХАМАС будет выстраивать исламское государство по модели, опробованной талибами в Афганистане. «Эти люди (хамасовцы. – «НГР») будут строить то, что они изначально и обещали: радикальное исламское государственное образование, агрессивное не только в отношении Израиля, но и в отношении Египта и структур ФАТХ», – заявил он «НГР». Не принимать эту перспективу всерьез, по его мнению, могут лишь «недальновидные чиновники из ООН и ЕС, не осознающие, что политический исламизм – это реальность, и пытающиеся погладить крокодила». После победы на парламентских выборах зимой 2006 года все тот же Исмаил Ханийя повсеместно (в том числе и в ходе визита в Россию) подчеркивал, что ХАМАС уважает христиан – даже портфель министра туризма в новом правительстве получил коптский христианин Джуда Муркос. Все это напоминает тактику египетских «Братьев-мусульман», дочерней структурой которых исторически и являлся ХАМАС. Во время последних парламентских выборов в Египте в декабре 2005 года одним из программных лозунгов «Братьев» стало предоставление коптам большего представительства во властных структурах страны. Некоторых коптов, благожелательно отреагировавших на эти лозунги, «Братья» подняли на щит и с этим щитом двинулись на выборы.
В 2006 году ни одна из христианских общин в Палестине не выступила против ХАМАС. Напротив, их лидеры всячески подчеркивали готовность вести с хамасовцами диалог. Депутат парламента Палестины от движения ФАТХ католик Бернард Сабелла утверждал, что ХАМАС «неизбежно трансформируется в формальную политическую структуру», что христиане и мусульмане в ПА живут дружно, а случаи эмиграции христиан – реакция на социально-экономические условия, общие для всех палестинцев.
«Что еще могут говорить христиане, которые в той же Газе фактически оказались в роли заложников?!» – задается вопросом Евгений Сатановский. Исторически мусульман и христиан в Палестине объединял национализм – тот же монсиньор Мануэль Мусаллан, араб, неоднократно обрушивался на Израиль во время своих проповедей. Однако ХАМАС, по мнению Сатановского, сделает все, чтобы «уничтожить любое напоминание о светском характере палестинского национализма». Дополнительная угроза для местных христиан – это деятельность протестантских миссионеров из США, поддерживающих Израиль. Для части экстремистов именно они формируют «образ христиан».
Зимой 2006 года один из лидеров ХАМАС Мухаммед Абу Таир в интервью канадской газете Globe and Mail заявил, что в планах у движения – введение шариата как в секторе Газа, так и на Западном берегу реки Иордан. Он выступил за разделение школ по половому признаку и исламизацию общеобразовательных программ. О головных платках для христианок Таир не упоминал, но в Рамалле часть христианок, по сообщениям СМИ, поспешила надеть платки. На всякий случай. «Береженого Бог бережет!».
ХАМАС не получил абсолютного большинства мест в парламенте ПА по итогам выборов. В этой ситуации ожидать от хамасовцев решительных мер по исламизации законодательства было сложно. Но теперь парламентаризм закончен. Палестина оказалась на грани гражданской войны, ХАМАС контролирует сектор Газы, ФАТХ – Западный берег реки Иордан, а западные державы и Израиль однозначно высказались в поддержку Махмуда Аббаса. Работа над имиджем ХАМАС вот-вот может утратить всякий смысл. И можно понять христиан, желающих покинуть Газу и не проверять на собственном опыте, что значит шариат по-хамасовски.