Встретятся ли главы двух Церквей? Этим вполне обывательским вопросом сегодня впору задаться всякому, кто интересуется развитием отношений между Русской Православной Церковью и Ватиканом. Возможность личной встречи между Патриархом Московским и всея Руси и Папой Римским никогда принципиально не исключалась ни православной, ни католической стороной в том диалоге, который обе Церкви ведут уже не одно десятилетие.
Но где, когда и при каких обстоятельствах может произойти эта встреча? Ответов на эти вопросы пока нет ни у кого. Тем не менее глава Папского Совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер надеется на то, что Папа и Патриарх «смогут встретиться в течение года». Именно такое заявление он сделал 14 июня, принимая в Ватикане нового главу Кипрской Православной Церкви Хризостома II.
Может показаться, что уверенность кардинала Каспера возникла не на пустом месте. Еще в феврале этого года Рене ван дер Линден, председатель Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), находясь в Москве, пригласил Алексия II выступить на открытии очередной сессии ассамблеи в октябре сего года в Страсбурге. Приглашение было принято, и визит во Францию вошел в планы Патриарха на осень. Тем временем такое же приглашение получил и Папа Бенедикт XVI. «Я надеюсь, что Патриарх Алексий приедет к нам и что Папа Римский тоже примет приглашение», – довольно оптимистично заявил Рене ван дер Линден 1 июня в Санкт-Петербурге на совместной конференции ПАСЕ и межпарламентской ассамблеи СНГ.
Ряд наблюдателей сразу сделали вывод: место грядущей встречи Папы и Патриарха – Страсбург. Однако тут же из Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) последовало опровержение. «Встреча в Страсбурге не планировалась и не планируется, – заявил заместитель председателя отдела протоиерей Всеволод Чаплин. – Выступление Патриарха, дата визита которого уже определена, и выступление Папы – это разные события, которые будут иметь место в разное время». То есть, даже оказавшись в одном городе, главы двух крупнейших христианских Церквей будут там в разное время, а значит, увидеть друг друга им не суждено...
Однако всего через пару дней «ветер перемен» в православно-католических отношениях подул с Кипра. 7 июня в итальянской газете L’Espresso появилось интервью Архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостома II, в котором он рассказал о том, что намерен содействовать встрече Патриарха Алексия II и Папы Бенедикта XVI в ходе своего визита в Ватикан. «Ясно, что речь идет о встрече, которая не может быть организована за 24 часа, – пояснил Архиепископ Кипрский. – Сначала должны пройти переговоры между официальными представителями Церквей, потом подготовкой к встрече должны заняться богословы. Иными словами, необходимо так подготовить событие, чтобы оно имело успех. Я сделаю, со своей стороны, все, чтобы Алексий II и Бенедикт XVI встретились».
Многодневный визит Хризостома II в Италию прошел с успехом. 16 июня его принял Папа Римский. По итогам «рабочего обеда» с Понтификом Архиепископ Кипрский никаких конкретных сроков называть не стал, но подтвердил свое намерение быть посредником в налаживании прямых контактов между Бенедиктом XVI и Алексием II. «Посмотрю на его реакцию», – заявил Хризостом II, имея в виду свой будущий визит в Москву, назначенный на 13 июля. В подтверждение своего оптимизма глава Кипрской Православной Церкви привел тот факт, что нынешний Папа – «превосходный теолог, глубоко изучавший православное богословие». Сам Бенедикт XVI лишь выразил «крепкую надежду» на преодоление тысячелетних противоречий между католиками и православными.
Итак, обсуждение возможной встречи Бенедикта XVI и Алексия II возобновится уже в Москве и совсем скоро. Поочередные визиты Хризостома II в Италию и в Россию напоминают «челночную дипломатию», которая активизируется перед каким-либо важным международным событием. Но, рассуждая о своей посреднической миссии, Архиепископ Новой Юстинианы вряд ли имел в виду именно «страсбургский вариант». «Мы поддержим любое решение. Мы еще не знаем, где произойдет эта встреча, в Риме или в Москве. Мы предлагаем также и кандидатуру Кипра», – заявил Хризостом II перед отъездом из Рима.
При этом кипрскому иерарху хорошо известны разногласия между Русской Православной Церковью и Ватиканом, которые представители Московского Патриархата озвучивают всякий раз, когда речь заходит о возможной встрече Папы и Патриарха.
Проблемным остается вопрос о греко-католиках («униатах»), отношения с которыми у Московского Патриархата весьма острые. В 2005 году глава Украинской Греко-Католической Церкви кардинал Любомир Гузар перенес свою кафедру из Львова в Киев, центр украинского православия. Он также добивается в Ватикане патриаршего титула (правда, безуспешно). Все это негативно воспринимается в Москве, равно как и миссионерская деятельность Католической Церкви на «канонической территории» Московского Патриархата. Обвинения католиков в «прозелитизме» сегодня, конечно, не так часты и громки, как пять лет назад, когда Ватикан преобразовал свои апостольские администратуры на территории России в епархии. Однако «прозелитизм» остается одной из главных претензий Русской Православной Церкви к Ватикану. Причем претензией небезосновательной.
Проблемы униатов и католического миссионерства в России накрепко закрывают путь к более плодотворному диалогу между двумя Церквами. В РПЦ предпочитают говорить о том, что встреча Патриарха Московского и всея Руси с Папой Римским должна быть итогом разрешения этих проблем. В заявлениях Хризостома II связь обратная – встреча на высшем уровне должна послужить началом для открытого диалога. «Препятствия для воссоединения появились много лет назад, но я думаю, что все они преодолимы, не хватает лишь встречи между главами этих Церквей», – сказал кипрский Архиепископ после встречи с Бенедиктом XVI.
По данным Интерфакса, вчера, беседуя с журналистами в Москве, глава ОВЦС МП митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) назвал слухи о скорой встрече Алексия II и Бенедикта XVI не соответствующими действительности. «Видимо, кому-то хочется опередить события», –отметил он, добавив, что такого рода встречам «должна предшествовать очень серьезная работа, чем Церкви сейчас и занимаются». В то же время находящийся в российской столице глава Папских Советов по культуре и межрелигиозному диалогу кардинал Поль Пупар, по сути, солидаризировался с высказыванием кардинала Каспера. Пупар заявил журналистам, что Церкви сейчас «наиболее близки к возможности встречи Папы и Патриарха».
Так или иначе, одна из авторитетнейших в православном мире Кипрская Церковь уже оказалась в фокусе мировых СМИ. А это, в свою очередь, позволит Хризостому II привлечь внимание к проблемам самого Кипра, и в первую очередь к судьбе православных святынь на севере острова. Их разрушение властями Турецкой Республики Северного Кипра Патриарх Алексий II, несомненно, осудит так же, как его осудил Папа Бенедикт XVI. В этом смысле «челночная дипломатия» Хризостома II беспроигрышна. Но предлагать Никосию в качестве места возможной встречи Папы и Патриарха пока рано.