0
1097
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

21.03.2007 00:00:00

Нормативы для богослова

Тэги: фурцев, себенцов, муртазин, семинарии


К началу апреля текущего года Министерство образования и науки РФ должно доработать поправки к Федеральным законам «Об образовании» и «О свободе совести и религиозных объединениях» с тем, чтобы духовные высшие учебные заведения могли получать государственную аккредитацию, а их выпускники – дипломы государственного образца. Соответствующее поручение было дано министерству на последнем заседании Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ.

Зампред правительственной комиссии Андрей Себенцов называет готовящиеся поправки итогом «трехлетних трений» с Минобрнауки, которое просто «не хотело связываться с религиозными образовательными учреждениями». В свою очередь, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, выступая на недавних XV Международных Рождественских образовательных чтениях (29.01–03.02.07), напомнил о консультациях с «традиционными» религиозными организациями, которые министерство проводило в 2006 г. Чиновников интересовала готовность духовных учебных заведений привести свои программы в соответствие с государственным стандартом профессионального образования. Готовность, судя по всему, была подтверждена, потому как Фурсенко сообщил участникам Чтений, что необходимые предложения по поправкам в законодательство уже разработаны министерством. Интеграцию профессионального религиозного образования в «единое российское образовательное пространство» он считает позитивным явлением.В Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата «НГР» заявили, что православные духовные академии «безусловно» готовы адаптировать госстандарт. В очереди за госаккредитацией такие вузы, как Московская и Санкт-Петербургская духовные академии, наверняка окажутся первыми. В Московском исламском университете (МИУ) также рассчитывают на то, что через два года вуз сможет выдавать своим выпускникам заветные дипломы гособразца, о чем «НГР» сообщил ректор МИУ, зампред Совета муфтиев России Марат Муртазин.

Прагматика госчиновников вполне понятна. «Интерес государства в данном случае заключается в том, чтобы с верующими работали квалифицированные специалисты, чья подготовка соответствует реалиям российского общества», – заявил «НГР» Андрей Себенцов. Он напомнил о том, что в российских исламских вузах зачастую преподают выходцы из арабских стран, не понимающие общественных реалий нашей страны.

Несколько лет назад тот же Марат Муртазин подчеркивал, что госаккредитация этих учреждений – вопрос государственной безопасности. Если будут госстандарт и госконтроль, не будет пропагандистов экстремизма в исламских университетах. Интересно, что в 2006 году в чем-то схожий проект по «госстандартизации» медресе был запущен в Пакистане. Впрочем, не всех мусульманских духовных лидеров (например, муфтия азиатской части России Нафигуллу Аширова) в России эта перспектива радует: мол, поправки от Минобрнауки – инструмент давления на мусульман.

Религиозным учебным заведениям, что называется, не отвертеться от госстандарта. Если православная академия или исламский университет намерены готовить богословов с госдипломами – пожалуйста, но в этом случае руководством к действию для них автоматически становится государственный образовательный стандарт по направлению «теология», принятый Минобрнауки в 2000 году. И будущим теологам предстоит не только корпеть над священными текстами, греческим и арабским языками, патристикой или мусульманским правом, но и изучать психологию, естествознание, информатику, философию, политологию, осваивать комплекс светского религиоведения (в том числе и знакомиться с новыми религиозными движениями). Более того, им грозят и нормативы по физкультуре, во всяком случае, госстандарт отводит этой дисциплине 408 часов!

Диплом государственного образца – это не подарок от Минобрнауки и Комиссии при правительстве РФ религиозным образовательным учреждениям, а стимул для их внутренней реорганизации. Печальное наследие советского периода для духовных школ – это в первую очередь не госстандарт, а разрыв между программами светских и религиозных учебных заведений. Так, до 1917 года все реформы православных духовных академий имели за основу реформы светских школ, встраивались в государственный образовательный фарватер. А после восстановления семинарий и академий в 40-е годы их программы утверждались госорганом – Советом по делам религий при Совете министров СССР – и постепенно избавлялись от ряда светских предметов за «ненадобностью». Лишь заинтересованность государства в экуменической деятельности Русской Православной Церкви позволила духовным учебным заведениям повысить уровень образования, необходимый для диалога с западными богословами и представительства на Западе.

Поправки в Федеральные законы «Об образовании» и «О свободе совести» не превратят госаккредитацию в обязаловку для религиозных образовательных учреждений. Никто не ставит перед ними дилемму: госстандарт или закрытие. В России, по данным Минобрнауки, 39 духовных учебных заведений имеют лицензии Рособрнадзора на образовательную деятельность и подготовку профессиональных кадров, и нежелание выдавать дипломы гособразца не может стать поводом для отзыва этих лицензий. Хозяин – барин! Другое дело, что и учреждения, желающие получить госаккредитацию, необходимые для этого условия не смогут выполнить одновременно. Одна академия подтянется через год, другая – через три, третья – через пять, четвертая – вообще никогда. Не исключено, что лет через десять из выпускников двух православных вузов с одинаковой богословской подготовкой один будет считаться «белым человеком» с госдипломом, а второй – человеком «без образования». И с трудоустройством первому будет куда легче.

Чисто инстинктивно может возникнуть вопрос: а соблюдается ли в данном случае принцип отделения государства от религии? Пожалуй, соблюдается. Во всяком случае, готовящиеся поправки не дают религиозным образовательным учреждениям каких-либо льгот или преимуществ по сравнению со светскими школами. А религиозным организациям возмущаться по поводу госстандарта было бы некстати. Разве не в их интересах профессиональный богослов, владеющий компьютером, теорией информации, концепциями современного естествознания, юнгианским психоанализом и социологией Макса Вебера?

Другое дело, что богослов при таком раскладе становится счастливым обладателем диплома о высшем гуманитарном образовании, сопоставимом с образованием социолога, психолога или историка. Возможности для его трудоустройства худо-бедно, но расширяются. И далеко не очевидно, что он изберет карьеру священнослужителя. Однако кадровый кризис – проблема самих религиозных организаций, которую за них никто решать не будет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
656
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2384
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1586
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1213

Другие новости