Ушел из жизни Михаил Петрович Мчедлов, крупный ученый, философ и социолог религии, видный общественный деятель. Это произошло 29 января в Москве. Его кончина болью отозвалась в сердце каждого, кому посчастливилось знать этого неординарного человека.
Мои первые впечатления от личных встреч с Михаилом Петровичем относятся к началу 1960-х. Я, молодой журналист, к тому времени уже несколько лет работал представителем ТАСС в Италии. Он, тоже молодой, но уже известный философ, приехал в Рим в составе небольшой группы научных работников, которым было поручено представить политическому руководству страны свое видение II Ватиканского Собора.
Помню, как, пройдя через Тибр по мосту Святого Ангела, мы направлялись по улице Кончильяционе (Примирения) к храму Святого Петра, где заседали две с половиной тысячи католических епископов, съехавшихся в Рим со всего света. Пешая прогулка перед началом очередного пленарного заседания отцов Собора давала нам повод и возможность поговорить о роли и судьбах религии в современном мире и о том, к каким переменам может (или не может) привести необычный для нас ватиканский форум.
Когда неизбежно ограниченный срок командировки ученых подошел к концу, они возвратились на родину, но наши контакты не прервались. Мы продолжали общаться друг с другом по почте. Помимо информации, проходившей по каналам ТАСС, я направлял коллегам, с которыми успел по-настоящему сдружиться, наиболее важные материалы Собора и о Соборе. А во время каждого очередного отпуска, приезжая в Москву, непременно виделся с ними, и мы снова говорили о делах церковных с прежней горячностью и заинтересованностью.
Прошли годы. Постепенно один за другим члены «ватиканского содружества» ученых начали уходить из жизни. Последним из тех, с кем я встретился на Соборе, несколько лет оставался Михаил Петрович. И я счастлив, что мы никогда не теряли из виду друг друга, встречались, обсуждали самые острые аспекты не только религиозной, но и в более широком плане советской, а потом российской жизни. Он приглашал меня к участию в составлявшихся и редактировавшихся им сборниках, а я, уйдя в науку, приглашал его.
Круг научных интересов Михаила Петровича не ограничивался Ватиканом. Он написал множество книг и статей по самым разным вопросам, связанным с ролью религиозного фактора в политике. Назову лишь несколько тем, которые говорят сами за себя: диалектика отношений государства, церкви и гражданского общества, религия в зеркале общественного мнения, свобода совести и религиозная толерантность, этнорелигиозная ситуация в России, социальный портрет российского верующего, православие и другие религии.
Если научные публикации профессора Мчедлова широко известны и в нашей стране, и за рубежом, в меньшей степени у нас знают о его общественной деятельности. Между тем, будучи членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации, он внес немалый вклад в гармонизацию отношений между государством и самыми различными общинами верующих. Как и между последователями разных религий и конфессий.
То же самое надо сказать о работе Михаила Петровича в Экспертном совете при Министерстве юстиции РФ. Порой бывало непросто сохранить корректные, даже добрые отношения с Русской Православной Церковью и в то же время не поддаться искушению записать в «тоталитарные секты» тех, кто верит в Бога иначе, чем того требуют ее богословы. Мы не раз обсуждали эту щекотливую проблему, и Михаил Петрович говорил, что не допустит ущемления прав религиозных меньшинств только лишь потому, что они не нравятся кому-то из числа светских или церковных функционеров.
Неукоснительное следование призванию и долгу ученого, верность общечеловеческим ценностям, положенным в основу нашего конституционного строя, высокая человеческая порядочность – в этом весь Михаил Петрович Мчедлов и в этом суть его призыва, обращенного к следующим поколениям.