Пастор Ишмаэль Ноко уже 12 лет является генеральным секретарем Всемирной лютеранской федерации (ВЛФ) – организации, объединяющей около 140 Лютеранских Церквей в 78 странах мира. В эксклюзивном интервью он ответил корреспонденту «НГР» на вопросы, касающиеся истории и достижений организации, перспектив межрелигиозного диалога и разрешения социальных проблем.
– Доктор Ноко, в наступающем 2007 году ваша организация отмечает 60-летний юбилей. Чего удалось достичь ВЛФ за этот немалый промежуток времени?
– Членство в ВЛФ дает Лютеранским Церквам во всем мире возможность участвовать в межконфессиональном и межрелигиозном диалоге в глобальном масштабе. Кроме того, мы можем совместно оказывать помощь нашим братьям и сестрам в любой стране мира и в любой ситуации. Существование единой лютеранской организации означает также унификацию миссионерской деятельности и прочих инициатив.
Немалым достижением стало и прояснение такого вопроса, как возможность посвящения в сан пастора женщин. Согласно нашей точке зрения, пасторами могут быть как мужчины, так и женщины. Этот принцип неоднократно провозглашался во время ассамблей ВЛФ. Несмотря на то что для некоторых Лютеранских Церквей принятие этого «равноправия» остается проблематичным, в целом мы движемся именно в этом направлении.
В равной степени значимо привлечение молодежи к работе в ВЛФ и к церковной жизни. Молодежь - это не только наши лидеры в будущем, она приоритетна для нас уже сегодня.
В 1999 г. мы подписали совместный документ с Католической Церковью, в котором согласовали исторически разделявшие нас положения об оправдании делами и оправдании только верой. 23-27 октября я был в Ватикане на встрече генсеков всемирных христианских объединений. Нас принял Папа Бенедикт XVI, и после этой аудиенции могу подтвердить, что Католическая Церковь выступает за интенсификацию контактов между лютеранами и католиками.
– В прошлом году Русская Православная Церковь приостановила отношения с Лютеранской Церковью Швеции из-за благословения однополых браков со стороны последней. Как бы вы прокомментировали эту ситуацию? Как вы относитесь к однополым бракам?
– Я не могу подробно прокомментировать ту конкретную ситуацию, о которой вы упомянули. Однако, насколько мне известно, Церковь Швеции благословляет однополые союзы (partnerships), а не однополые браки (marriages). Даже обряд, который совершается шведскими лютеранами при благословении однополых союзов, отличается от обряда, совершаемого при благословении брака между мужчиной и женщиной.
Между понятиями «partnership» и «marriage» существуют определенные различия, и путаница возникает во многом из-за того, что далеко не все языки фиксируют эту разницу.
В 2004 г. мы создали в рамках ВЛФ специальную комиссию, в состав которой вошли теологи, пасторы, социологи. Они готовят рекомендации, которые позволят нашим Церквам с надлежащим достоинством и ответственностью высказываться по вопросам семьи, брака и сексуальности. Мы, в частности, должны принять во внимание, что такие понятия, как «брак» и «семья», воспринимаются по-разному в различных культурах. Где-то брак понимают как союз между мужчиной и несколькими женщинами, да и понятие «семья» далеко не везде сужается до так называемой «нуклеарной семьи» (родители и дети, живущие на иждивении родителей. – «НГР»).
Напомню, что для Лютеранских Церквей брак не является таинством, как, например, для православных или католиков. Вопросы брака, конечно, не лишены этического измерения, но в то же время брак – это гражданский контракт, а не догматическая проблема.
– Во время недавнего межрелигиозного форума в Астане (12–13 сентября) вы говорили о «диапраксисе», или практическом диалоге как о средстве предотвращения конфликтов между религиями. Какие формы может принимать такой диалог?
– Одной из форм «диапраксиса» может стать организация встреч, подобных конгрессу в Астане. Важно понять, что различные религии могут дополнять друг друга при решении определенных проблем. Именно на подобных мероприятиях лидеры мировых религий могут прояснить для себя позицию той или иной религиозной организации. Идея «диапраксиса» – это идея сотрудничества.
Совместная борьба с распространением ВИЧ или помощь жертвам природных катаклизмов (например, цунами) – еще одна из возможных форм «диапраксиса». Сокращение бедности, борьба с насилием над женщинами и детьми – вот те конкретные области, в которых религиозные организации могут действовать совместно, не обсуждая при этом религиозные догматы.
– Вы упомянули проблему распространения ВИЧ-инфекции. Скажите, а что делают Лютеранские Церкви в рамках борьбы со СПИДом в Африке? Запрещают ли они использование презервативов?
– Нет, и мы официально объявили о том, что вопрос использования презервативов должен обсуждаться не Церковью, а супружескими парами или семьями. Решение использовать или не использовать презервативы – это гражданское решение, не имеющее отношения к догматике.
Что касается ситуации в Африке, то считаю, что мы должны применять все средства для защиты человеческой жизни. Вспоминается сюжет из библейской Книги Чисел (21:4-8). Когда дети Израиля погибали от укусов ядовитых змей в пустыне, Бог велел Моисею сделать медного змея, чтобы евреи смотрели на него и исцелялись. А ведь именно змей искусил наших прародителей, Адама и Еву. Сегодня же змея - символ Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).
Следует также отметить, что в Африке наши Церкви постоянно призывают местных жителей к упорядочению своей половой жизни.
– Считается, что протестантские Церкви весьма повлияли на становление капитализма. Однако нынешний капитализм преимущественно секулярен. Как бы вы прокомментировали этот парадокс?
– То обстоятельство, что протестантская этика труда оказала влияние на становление капиталистической идеи, очень существенно. Однако Мартин Лютер говорил, что основным критерием, которым следует руководствоваться при накоплении капитала, должна быть любовь к ближнему. То есть накопление должно отвечать не только нуждам самого предпринимателя, но и требованиям заботы о благосостоянии ближнего.
На мой взгляд, секуляризация капитализма – это следствие выведения ближнего из сферы целей и задач накопления капитала. Именно поэтому сам термин «капитализм» приобрел негативное звучание.