В России религиоведение активно развивается с начала 1990-х годов (ранее оно было интегрировано в состав других наук и специальностей), однако, как ни странно, необходимость полноценного религиоведческого образования осознается еще не до конца.
21 сентября на философском факультете МГУ прошло заседание президиума Учебно-методического совета по философии, политологии, религиоведению Учебно-методического объединения (УМО) по классическому университетскому образованию.
Темой прошедшего заседания стала проблема подготовки по специальности «Религиоведение» в проекте нового Перечня направлений подготовки высшего профессионального образования. Россия в рамках Болонского процесса постепенно переходит к двухуровневой образовательной системе, так называемой «4+2», то есть бакалавриат плюс магистратура. Происходит пересмотр направлений подготовки бакалавров, перечень направлений «укрупняется», а ряд специальностей передается в магистратуру. В связи с этим остро встал вопрос о месте религиоведения в российских вузах. По нашему мнению, двухгодичного обучения в магистратуре недостаточно для того, чтобы дать полноценную подготовку специалисту-религиоведу.
На данный момент в Российской Федерации религиоведческое образование лицензировано в сорок одном вузе. Интересно, что выпускающие кафедры по религиоведению занимают совершенно разные места в структуре вуза. Это могут быть философские, исторические, культурологические, общегуманитарные факультеты. Вместе с тем сейчас подобные кафедры могут быть открыты где угодно, даже на экономическом факультете, при наличии специалистов в данной области.
В последние годы популярность религиоведения постоянно растет. На данный момент выпуск специалистов в этой области доведен до двухсот человек в год, но налицо тенденция к увеличению их числа.
По данным вузов, подготовивших бакалавров, специалистов и магистров, можно составить впечатление о профессиональной востребованности выпускников. В среднем она составляет около 40–45%, а в ряде вузов, например Санкт-Петербургском государственном университете, – 80–90%. Помимо вузов, открывших религиоведение как профильную специальность, необходимо отметить высшие учебные заведения, в стандартах которых содержатся религиоведческие курсы в качестве общепрофессиональных дисциплин. К ним относятся философия, социология, социальная антропология, история, культурология, связи с общественностью, востоковедение и африканистика, музеология.
Эти специальности лицензированы более чем в пятистах вузах России. Понятно, что без работы будущие религиоведы не останутся. Необходимо подчеркнуть, что читать религиоведческие курсы, безусловно, должны преподаватели, имеющие высшее профильное, то есть религиоведческое образование.
Именно образовательные учреждения являются основными работодателями для религиоведов-преподавателей. Кроме того, в специалистах по данной специальности заинтересованы издательства, музеи, СМИ, отделы по связям с религиозными организациями в администрациях разного уровня, советы по религиоведческой экспертизе при органах государственной и муниципальной власти и прочие организации.
В данной ситуации хочется надеяться, что Министерство образования и науки РФ внемлет увещеваниям экспертного сообщества и специальность «Религиоведение» останется базовой дисциплиной для бакалавров и магистров в вузах нашей страны.