«Не входит ли существование жизни на других планетах в противоречие с католической верой?» – спросил корреспондент информагентства Catholic News Service нового главу Ватиканской обсерватории священника Хосе Фунеса. 43-летний аргентинский иезуит, в конце августа приступивший к исполнению своих новых обязанностей, не стушевался. «Мне не кажется, что существование инопланетян создаст какие-то трудности для богословия или для нашей веры, ведь обитатели других планет – тоже создания Бога», – ответил он.
По мнению Фунеса, на похожих на Землю планетах в нашей галактике «могла возникнуть и эволюционировать жизнь». А в интервью итальянскому информагентству ANSA аргентинский иезуит заявил: «Святой Франциск Ассизский называл волка «братом волком» (а также Солнце «братом Солнцем» и Луну «сестрицей Луной». – «НГР»). Так почему же мы не можем называть инопланетянина «братом инопланетянином?!»
Хосе Фунес сменил на посту главы Ватиканской обсерватории 73-летнего американского иезуита Джорджа Койна. Западная пресса пишет, что Бенедикт XVI был недоволен жесткой критикой креационизма и апологией дарвинизма, которые позволял себе Койн. Его преемник не собирается дискутировать на предмет происхождения мира – его в большей степени занимают поиски похожих на Землю планет и жизни на них. А где жизнь, там неизбежно и перспектива контакта с инопланетянами.
Как смотрят на проблему существования внеземных цивилизаций представители других христианских конфессий и религий? И возможна ли проповедь религии инопланетянам? Если упомянутый Хосе Фунесом Франциск Ассизский проповедовал птицам, то почему бы христианам, мусульманам, иудеям и буддистам не обратиться со «словом веры» к разумным, а может быть, даже человекоподобным существам?
Известный православный миссионер диакон Андрей Кураев при ответе на подобные вопросы ссылается на одно из писем святителя Феофана Затворника. Православный святой полагал, что «мысль о бытии разумных существ в других мирах имеет много за себя, но не выходит из области вероятных предположений». Исходя из этого, сложно ответить на вопрос, нужна ли инопланетянам христианская или какая-либо иная религиозная проповедь, ведь, по словам того же Феофана Затворника, «ничто не мешает предположить, что они сохранили себя в святости и чистоте». Кто знает, может быть, инопланетяне проповедовали бы землянам, а не наоборот?
«Все в руках Всевышнего, а человеческий разум не может определить границы Его могущества», – говорит о проблеме существования внеземных цивилизаций глава отдела науки и образования Совета муфтиев России Фарид Асадуллин. Для мусульман, считает он, контакт с инопланетянами будет событием не менее значимым, чем для всего человечества. «Однако о том, как будет проходить диалог с представителями неземных цивилизаций, вам сегодня не скажет никто, в том числе и мусульманские богословы», – резюмирует Асадуллин.
По мнению председателя Российского Союза евангельских христиан-баптистов Юрия Сипко, «контакт христиан с представителями внеземных цивилизаций будет Божьим творческим актом». «Если Бог когда-нибудь столкнет нас с инопланетянами, то это столкновение станет очередной реализацией Его премудрости и любви», – считает Сипко. В проповеди христианства инопланетянам он не видит ничего невозможного: ведь Бог – творец всех миров, в том числе и населенных доселе незнакомыми нам, землянам, разумными созданиями, а христианство – не что иное, как «проповедь о Боге».
Более того, такая проповедь, как оказывается, уже начата! В беседе с корреспондентом «НГР» Юрий Сипко отметил, что американские астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин оставили на Луне не только свои следы и флаг США, но и Библию. Да и сами Армстронг и Олдрин, по словам Сипко, после полета на Луну ощутили свою близость к Богу и «стали настоящими проповедниками». Может быть, и встреча с инопланетными существами станет началом религиозного возрождения на Земле? Может быть, религиозное чувство землян в результате контакта с представителями иных миров достигнет небывалой интенсивности?
Буддистам и вовсе не о чем беспокоиться: для них мироздание – это постоянно меняющиеся конфигурации частиц-дхарм, а известный нам мир – один из множества возможных миров. От того, произойдет ли когда-нибудь пресловутый контакт с инопланетянами или нет, мировоззрение буддистов никак не изменится, заявил «НГР» Санжей-лама Андрей Бальжиров, официальный представитель Традиционной Сангхи в Москве. Впрочем, по его словам, категорически отрицать существование жизни на других планетах, конечно, не стоит, но и признавать то, что не доказано, означает верить в иллюзию. А что может быть хуже для буддиста, ищущего освобождения от иллюзий?!
«Иногда ученые делают открытия уже после нас», – так совсем недавно Санжей-лама прокомментировал новость о «лишении» Плутона статуса планеты. Выяснилось, что тибетские астрологи всегда рассматривали Плутон как «газовое образование или комету». Научные открытия не ставят буддистов в тупик. К контактам с инопланетянами они, не исключено, также подойдут во всеоружии.
Как же быть с антропоцентричностью «земных» религий? Председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) раввин Зиновий Коган отмечает, что для иудаизма в его классическом варианте никаких внеземных цивилизаций нет, потому что «все, что существует во Вселенной, создано Богом ради человека на Земле». Священные книги евреев ничего не говорят об инопланетянах. Означает ли это, что сегодня правоверный иудей не может допускать существования разумных существ на других планетах?
Вовсе нет, считает Зиновий Коган. По его мнению, Бог – причина всего сущего, но познание этого сущего – это процесс, а каждое открытие лишь заставляет человека иначе видеть «славу Господню». И контакт с внеземными цивилизациями не стал бы исключением из этого правила.
На перспективы проповеди религии среди инопланетян председатель КЕРООР смотрит с оптимизмом. По его мнению, «религия – это то, что связывает все сущее», в том числе и цивилизации. «Религия – это связь, и убедить инопланетян в истинности такой связи, думаю, будет несложно, – полагает Коган. – Кто первым во время контакта откроет рот, тот и начнет проповедовать религию».
Конечно, сегодня образ монаха-францисканца или мусульманского муллы, проповедующего среди зеленых человечков, представляется иллюстрацией к юмористическому фантастическому роману. Но в наш динамичный век от фантазий до их реального воплощения один шаг. А религии, пытающиеся приспособиться к требованиям времени, не только смотрят в завтрашний день, но и осторожно заглядывают в далекое будущее.