Реставрация интерьера Успенского собора движется успешно: удалось восстановить фрески XIX в.
Фото из архива автора
– Ваше Преосвященство, расскажите, пожалуйста, когда возникло нынешнее Русское христианское движение в Великобритании?
– Русское христианское движение основано два года назад благодаря инициативе протоиерея Михаила Фортунатто, который долгие годы был регентом соборного хора. Одной из его главных целей является помощь в воцерковлении недавно прибывших иммигрантов.
Это движение осознает себя продолжателем Русского студенческого христианского движения (РСХД). Оно возникло в среде первой русской эмиграции в 1920–1930-е годы и сыграло очень важную роль для сохранения живой русской духовной традиции в Западной Европе до и после Второй мировой войны. Святейший Патриарх Алексий II и его отец до войны были членами РСХД.
Мы надеемся, что сможем установить контакты с другими подобными движениями в Европе и России. Члены нынешнего движения – это в основном те иммигранты, которые давно живут в Великобритании, поэтому они прекрасно осознают, с какими проблемами могут здесь столкнуться вновь прибывшие. Они стремятся сделать все необходимое для сохранения русской духовной традиции в Западной Европе.
– Что вы можете сказать о прихожанах, приехавших из России?
– Число наших прихожан значительно возросло после распада СССР. Мы были рады принять их, тем более что не у всех был опыт церковной жизни. Присутствие новых людей должно укрепить православие в Великобритании. Многие впервые стали приходить в церковь именно здесь, и даже крещение они приняли тоже у нас. Они нуждаются в катехизации, в том, чтобы их постепенно знакомили с духовными сокровищами православной веры. Эта работа началась еще при жизни митрополита Антония (Блума), и мы стараемся ее продолжать.
– Как конкретно ведется эта работа?
– Священный Синод возложил общую ответственность за окормление русскоговорящих членов нашей общины на архиепископа Керченского Анатолия (Кузнецова). Он регулярно произносит проповеди, а также проводит беседы по воскресеньям после богослужения.
У нас есть также две русские группы по изучению Священного Писания, которые встречаются в будни, и, конечно, воскресная школа для детей и подростков. Несомненно, мы смогли бы сделать гораздо больше, если бы у нас были подготовленные катехизаторы.
– В лондонском кафедральном Успенском соборе ведется масштабная реставрация. Что вам удалось сделать?
– Реставрация интерьера почти завершена, остался только потолок. Удалось очистить прекрасные фрески XIX века на верхнем уровне главного нефа. Их практически не было видно более двадцати лет. Теперь можно сказать, что этот храмовый интерьер – один из лучших во всей Великобритании.
Для финансирования реставрационных работ был создан специальный комитет, в который вошли прихожане собора, как британцы, так и русские. Общие затраты составят 500 тыс. фунтов, из них 350 тыс. уже собрано благодаря специально организованной кампании. Недавно в сотрудничестве с российским посольством мы провели очень успешный благотворительный концерт в чудесном лондонском художественном музее «Лейтон Хаус».
– Успенский храм изначально был православным?
– Нет, это была англиканская церковь, построенная в 1848 году. С 1956 года она используется как русская приходская церковь. В этом году на праздник Покрова Божией Матери, 14 октября, мы будем отмечать ее пятидесятилетие. Надеюсь, реставрация послужит хорошим началом следующего полувекового периода в истории собора.
Сначала храм был предоставлен во временное пользование православному приходу Англиканской Церковью, но в 1975 году наша многонациональная община, ведомая митрополитом Антонием, смогла с помощью английских друзей приобрести храм в собственность.
В настоящее время у нас около четырехсот прихожан, а на Пасху приходит около двух с половиной – трех тысяч человек, так что многие вынуждены стоять на улице и слушать праздничное богослужение через громкоговорители.
– Не стал ли этот собор слишком тесным для русских православных в Лондоне?
– Идея создания в Лондоне еще одного прихода специально для тех людей, которые хотят, чтобы богослужение совершалось на церковнославянском языке, возникла еще при жизни митрополита Антония (Блума), и он дал на это свое благословение.
Мне удалось найти недалеко от центра англиканский храм, который мы могли бы использовать для богослужения. Он свободен в субботу вечером и в воскресенье утром. Единственная проблема в том, чтобы найти священника и мирян, которые смогли бы довести это дело до осуществления.
В то же время мне представляется, что мы могли бы сделать больше. В Лондоне нет ни одной специально построенной православной церкви в русском стиле, подобной тем, что существуют в других европейских столицах. Мне кажется, пришло время подумать о постройке такого храма в хорошем месте, используя для этого финансовые ресурсы русской общины.
– Что необходимо для этого сделать?
– Британское законодательство позволяет для осуществления такого проекта создать благотворительный фонд. Многие из наших приходов имеют статус, дающий им некоторые налоговые льготы после регистрации в Благотворительной комиссии и при условии предоставления туда годового отчета.
Подобный храм был бы символом значимости русской общины в Лондоне. Я не вижу препятствий и к тому, чтобы организовать международный конкурс для лучшего архитектурного решения. Не часто выпадает случай построить новый храм в центре одного из крупнейших европейских городов.
Здесь, конечно, многое зависит от того, сможем ли мы найти группу активных мирян, которые взялись бы за продвижение такого проекта. Но я уверен, что необходимую финансовую поддержку найти можно, если подойти к делу серьезно.
– Как сегодня в Сурожской епархии сохраняется наследие ее основателя и вдохновителя митрополита Антония?
– Митрополит Антоний не только сыграл решающую роль в создании нашей епархии, он и сегодня присутствует в сознании людей. Если обсуждаются какие-то принципиальные вопросы, то его имя при этом вспоминается постоянно.
Иногда по воскресеньям после литургии мы показываем видеозаписи бесед владыки Антония и затем их обсуждаем. Кроме того, недавно мы привезли из Москвы много его книг, изданных в России, и теперь их можно приобрести в книжной лавке при соборе.
Мы также стараемся поддерживать атмосферу спокойной и глубокой сосредоточенности, которая была свойственна его служению. Но надо сказать, что это не всегда легко. По воскресеньям число молящихся, наверное, раза в три превышает то, что было в 1960–1970-е годы.
Создан фонд имени митрополита Антония «The Metropolitan Anthony of Sourozh Foundation». Он занимается собиранием архива (включая аудио- и видеозаписи), изданием книг владыки в Англии, вопросами авторского права. Поступает множество заявок на перевод и издание его текстов в самых разных странах мира. В прошлом году вышел английский перевод русской книги «O встрече» («Encounter»), готовятся книги о браке, Церкви, об исповеди.