– Ваше преосвященство, проект «Концепции прав человека» РПЦ уже выносился на обсуждение общественности и рассматривался на внутрицерковных форумах. Можно ли рассматривать Всемирный Русский Народный Собор как этап на пути к превращению этой концепции в программный документ Церкви?
– Работа над текстом, детально излагающим наше понимание прав человека, идет уже довольно продолжительное время. Мы думаем, что документ должен быть весьма тщательно проработан. Излишне спешить с его принятием было бы неправильно.
Взвешенная оценка проблем в сфере прав и свобод личности представляется весьма полезной. Обсуждение этой темы состоится в рамках такого представительного международного форума, как Всемирный Русский Народный Собор. Конечно, этот Собор по своему статусу не может готовить программные документы Церкви, но в состоянии стать площадкой для обсуждения актуальных проблем, стоящих перед нами.
– Чем вызвано повышенное внимание Русской Православной Церкви к правозащитной тематике? Стремлением дать адекватный ответ на вызовы времени? Желанием активизировать деятельность на международной арене, где проблема прав человека является одной из центральных?
– Мы считаем, что проблематика прав человека особенно актуальна, поскольку имеют место попытки выдавать однобокое понимание ценности человеческой личности за общеприменимое и единственно возможное.
Своеобразие в понимании человека – не недостаток цивилизаций, не потенциальная возможность их столкновения, а бесценное достояние. По нашему убеждению, взаимное уважение и признание друг друга – гарантия стабильности и устойчивого развития всего человечества. Именно поэтому сегодня мы представляем свой во многом уникальный подход к пониманию человеческой личности, хранимый нашей традицией на протяжении веков.
– Что в современной концепции прав человека полностью приемлемо для Русской Православной Церкви и что категорически ею отвергается?
– Как я уже отмечал, нельзя говорить о концепции прав человека как о догме, обязательной ко всеобщему употреблению. Права человека – это лишь политико-правовой механизм, который может использоваться как во благо, так, к сожалению, и во зло.
Однако основа этого механизма – ценность человека – является нашим общим достоянием. Она не является изобретением современных правозащитников, а укоренена в религиозной традиции.
Иногда приходится слышать, что свобода выбора человеческой личности не подлежит моральной оценке, она ограничивается лишь свободой других людей. Такая позиция неприемлема для любого религиозного человека. Он знает, что личность, охваченная греховным побуждением, часто избирает не добро, а зло. Злой выбор может и должен быть ограничен, мы не признаем права на грех.
– Может быть, интерес РПЦ к правам человека связан с тем, что религия чаще говорит об обязанностях человека и реже – о его правах?
– Мы считаем, что права и обязанности взаимосвязаны. Но если верно, что прав без обязанностей не бывает, то верно и обратное. Такие права, как право человека на свободу совести, свободное исповедание веры, исторически явились одними из первых.
Уже поэтому тема прав человека для верующих не является чем-то чужеродным. Другое дело, что эта тема пока недостаточно нами осмыслена. Поэтому это осмысление сегодня и является предметом нашей работы. Я уверен, что мы внесем в правозащитную тематику свой весомый вклад.