Ислам сегодня фактически приобрел статус «второй религии» Европы. В ее странах проживают миллионы иммигрантов-мусульман из Северной и Центральной Африки, с Ближнего Востока и Индийского субконтинента. Оказавшись на европейской земле, они сталкиваются с непривычным образом жизни, который их одновременно привлекает и отталкивает. При этом именно ислам остается тем единственным фактором, который прикрепляет их к родным корням.
У мусульман, прибывающих в Европу, возникает чувство растерянности, «кризис идентичности». Экстремистские настроения, появляющиеся в результате этого, ведут к совершению бессмысленных терактов, как это было в Лондоне, или к взрыву отчаянного бунтарства на окраинах Парижа.
Как надо воспитывать детей мусульманских иммигрантов, чтобы они сохраняли верность своей религии и в то же время учились уважать устои развитого демократического общества? Эта проблема волнует не только европейских политиков и правозащитников, но и религиозные организации, в том числе и Римско-Католическую Церковь.
Недавно этот вопрос поднял кардинал Ренато Мартино, председатель Папского совета «Justitia et pax» («Справедливость и мир») и Папского совета по вопросам пастырской деятельности среди мигрантов. В Риме на пресс-конференции он сказал: «Если в школе есть сто детей-мусульман, то я не понимаю, почему нельзя преподавать им основы их веры».
Однако когда один из журналистов заметил в ответ, что во многих мусульманских странах не разрешается преподавание христианской религии, Мартино сказал: «Следует сделать то, что мы считаем правильным, не дожидаясь того же отношения к нам с исламской стороны».
В школах Италии раз в неделю проводится урок, посвященный религии. Однако религия, о которой рассказывается, – это христианство, причем его «католическая» версия.
Если ввести уроки ислама, то что будет с протестантами, иудеями и буддистами? И, конечно, остается вопрос об адекватном ответе со стороны исламского мира, который Мартино не считает принципиальным. Однако именно эта проблема стала особенно острой в последнее время, в частности, в свете ситуации вокруг афганца Абдула Рахмана, которому на родине угрожала смертная казнь за принятие христианства.
Судьба Абдула Рахмана вызвала обеспокоенность в Европе. Папа Римский Бенедикт XVI обратился с письмом к президенту Афганистана Хамиду Карзаю с просьбой о помиловании подсудимого «во имя действительных для всех стран, народов и религий прав человека».
Еще раньше, принимая в Ватикане нового марокканского посла при Святом Престоле, Бенедикт XVI обратил его внимание на важность соблюдения религиозной свободы «во всех странах и при уважении принципа взаимности».
После выступления Понтифика кардинал Мартино несколько сменил свою позицию. Он заявил в интервью Ватиканскому радио: «Мое предложение включить преподавание ислама в программы итальянской школы предполагает, что мусульманская община будет, в свою очередь, уважать христианство и его ценности, сыгравшие важную роль в формировании культуры и идентичности западного мира».
О предложении Мартино достаточно критично высказался другой иерарх Католической Церкви кардинал Камилло Руини, председатель Конференции католических епископов Италии (ККЕИ). В частности, на ассамблее ККЕИ он заявил, что «в принципе преподавание исламской религии в государственных школах Италии вполне возможно». «Однако необходимо, – продолжил Руини, – чтобы содержание такого предмета не противоречило нашей Конституции, например, в том, что касается гражданских прав, начиная с религиозной свободы, вплоть до равноправия мужчин и женщин и концепции брака».
Руини напомнил, что ислам допускает многоженство, отвергаемое современным демократическим обществом. Кроме того, шариат, по его словам, содержит нормы, санкционирующие «неполноценность» женщин, что невозможно сочетать с равноправием полов, зафиксированным в современных законодательствах.
Председатель ККЕИ отверг и предложения о замене уроков католической религии уроками светского религиоведения или общей «истории религий». По его мнению, это нереалистическая модель, которую нельзя оправдать растущим плюрализмом гражданского общества. «Такие предложения, – обратил внимание кардинал, – не учитывают, что 90% учеников добровольно посещают уроки католической религии. В сознании итальянцев присутствует стремление сохранять и укреплять наши корни».
Иными словами, Руини рассматривает преподавание ислама в школах как потенциальную угрозу «идентичности» итальянского и других европейских народов.
Итак, вопрос о религиозном образовании детей иммигрантов-мусульман остается нерешенным. В этой ситуации можно было бы внести смелое предложение: почему Католической Церкви и мусульманам не заключить свой «конкордат»? Однако в исламе нет единого центра, выступающего от имени всей общины.
Таким образом, дети иммигрантов по-прежнему будут знакомиться с основами своей религии в медресе. Есть большая вероятность, что именно там они попадут под влияние экстремистских групп, проповедующих религиозную нетерпимость и ненависть к «неверным».
Рим