Важным пунктом в программе визита делегации движения ХАМАС в Москву стали встречи с российскими религиозными лидерами. Так, 3 марта члены делегации во главе с политическим лидером ХАМАС Халедом Машаалем встретились с главой Совета муфтиев России (СМР) муфтием Равилем Гайнутдином, а 5 марта посетили рабочую резиденцию Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Чистом переулке.
Глава СМР, так же как и Предстоятель Русской Православной Церкви (РПЦ), заявили о поддержке резолюций ООН, касающихся возможности сосуществования на Ближнем Востоке двух государств – Палестины и Израиля. Примечательно, что в Совете муфтиев вопрос о статусе Иерусалима напрямую не обсуждался, о чем сообщил «НГР» сопредседатель Информационно-аналитического центра СМР шейх Фарид Асадуллин. Впрочем, по его словам, в самих резолюциях ООН по Палестине вопрос об интернационализации города поднимается напрямую.
Между тем во время прошлогоднего визита в Москву главы Палестинской автономии Махмуда Аббаса Равиль Гайнутдин заявил, что «мусульмане России молят Аллаха о том, чтобы палестинцы создали свое государство, столицей которого был бы Иерусалим». Как сообщил «НГР» Фарид Асадуллин, статусы двух делегаций – движения ХАМАС и Махмуда Аббаса – различны, и в СМР при разработке программы встреч исходят именно из этого.
Глава Совета муфтиев заявил, что СМР готов содействовать миру на Ближнем Востоке средствами «народной дипломатии». Безусловно, о каких-то конкретных механизмах участия российских мусульман в мирном урегулировании ближневосточного конфликта говорить не приходится. Заявление Равиля Гайнутдина – это заявление дипломата, которое наряду с самим фактом «ознакомительной встречи» с делегацией ХАМАСа вписывается в контекст внешнеполитической активности Совета муфтиев.
В последнее время эта активность заметно выросла: в феврале текущего года глава СМР посетил Турцию, где, в частности, провел встречу с премьер-министром страны Реджипом Эрдоганом.
В Совете муфтиев прозвучала и тема межрелигиозных отношений в Палестине, ставшая одной из центральных на встрече Патриарха Алексия II и делегации ХАМАСа. Обеспокоенность Московского Патриархата вызывают перспективы участия христиан в общественной и политической жизни Палестины.
При этом Халед Машааль подчеркнул, что часть депутатов, избранных в парламент автономии от ХАМАСа, – арабы-христиане, а сам конфликт между христианами и мусульманами в Палестине с приходом ХАМАСа к власти невозможен. Недавно в том же ключе высказался и православный депутат от ХАМАСа Хосам ат-Тауиль, заявление которого передало информационное агентство Интерфакс.
Встреча российских религиозных лидеров с делегацией ХАМАСа, несомненно, вписывается в контекст официальной российской дипломатии. Так, например, на встрече в Чистом переулке Алексий II призвал представителей ХАМАСа «признать Израиль». В то же время отношения Московского Патриархата (МП) и Палестинского государства – отдельный вопрос. Предстоятель РПЦ в беседе с Халедом Машаалем напомнил, в частности, об «особом значении Палестины для православных в России» и о монастырях Русской Церкви в Хевроне и Иерихоне.
Эти монастыри имеют для РПЦ принципиальное значение. Известно, что Московскому Патриархату в прошлом всегда удавалось находить общий язык с палестинским руководством. Монастыри в Хевроне и Иерихоне, ранее принадлежавшие Русской Православной Церкви Зарубежом (РПЦЗ), были переданы РПЦ еще при Ясире Арафате.
В 2005 г. во время встречи с Махмудом Аббасом Алексий II поставил вопрос о закреплении за РПЦ прав на эти земли. Все это вызвало возмущение у представителей РПЦЗ. В частности, архиепископ Берлинский Марк (Арндт) заявил, что такого рода акции ставят под вопрос перспективы переговорного процесса между Церквами о восстановлении церковного единства.
Предполагаемое сближение РПЦ и РПЦЗ, судя по всему, не коснется собственности Церквей. Сегодня Зарубежная Церковь в лице своего Предстоятеля Митрополита Лавра (Шкурлы) настаивает на том, что сам процесс сближения должен затрагивать лишь область литургического общения при сохранении административной, хозяйственной и пастырской самостоятельности Церквей (см. «НГР» № 19 от 21.12.05).
Более того, президент России Владимир Путин, стремящийся выступить в роли своего рода «патрона» объединительного процесса, во время встречи с Митрополитом Лавром в 2004 г. поспешил заверить, что государство и МП не будут претендовать на собственность РПЦЗ.
Исходя из этого, вопрос о владении монастырями и участками земли в Палестине остается для МП крайне актуальным. Таким образом, РПЦ вынуждена чутко реагировать на политические изменения в Палестинской автономии и вступать в диалог со всеми политическими силами в зоне конфликта.