Всеволод Чаплин, протоиерей, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
Верующие любой религии имеют право оспаривать действия, которые они считают кощунственными, оскорбительными для их религиозных чувств. Нужно иметь в виду, что для верующих людей их святыни, священные символы и понятия имеют большее значение, нежели их собственная честь или государственные символы. Поэтому для того, чтобы избежать актов насилия, закон должен защищать святыни и религиозные символы в той же мере, в какой он защищает от надругательства государственные символы или личность от оскорбления.
Конечно, то, что происходит сегодня в мусульманских странах, не может вызвать одобрения. Я надеюсь, что лидеры протестующих и сторонники безграничной свободы прессы все-таки смягчат свою позицию. Только это позволит остановить эскалацию напряженности. Не думаю, что мир вернется к тем временам, когда защите религиозных чувств можно было уделять гораздо меньше внимания по сравнению с защитой личности или государства.
Бесспорно, есть силы, которые могли бы выиграть от конфликта цивилизаций, чтобы столкнуть Европу и мусульманский мир. Если использовать в таком конфликте религиозные чувства, то конфронтация превратится в мощнейший пожар. Именно поэтому сегодня верующие должны с особой бережностью относиться друг к другу и не допускать слов и действий, которые столкнут цивилизации друг с другом.
Адольф Шаевич, Главный раввин Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР)
Безусловно, оскорбления чувств как верующих, так и неверующих недопустимы. Однако за столь бурной реакцией на публикацию карикатур явно стоят политические игры. Ведь сама публикация имела место в сентябре прошлого года, и только сейчас мы видим ответ.
Я не считаю, что по-настоящему религиозные люди станут устраивать погромы дипломатических представительств даже в том случае, если они действительно оскорблены. Я считаю, что людям, совершающим акты вандализма в мусульманских странах, в действительности наплевать на религиозные ценности. Это проявление низкого уровня культуры. Кто-то, безусловно, стремится навязать мировому сообществу свое видение ситуации и свой образ жизни.
На мой взгляд, можно и даже нужно жить по своим религиозным законам, но это не означает, что следует давить на людей, которые придерживаются других взглядов и культурных ценностей. Должно быть некое взаимопонимание и взаимоуважение, а в том, что происходит сейчас, ни понимания, ни уважения не наблюдается. В этой ситуации проигрывают все.
Если оскорбляются чувства верующих, то религиозным организациям следует обращаться с жалобами в международные организации, например в ООН. Именно на этом уровне должны приниматься решения.
Лев Аннинский, писатель, литературовед
Карикатуры – это повод для разжигания конфликта. В европейской прессе могут появиться карикатуры на кого угодно: на Мухаммеда, на Христа, на Господа Бога. И никто столь пристального внимания на это прежде не обращал! Корни той ситуации, которую мы сейчас наблюдаем, – в гигантском росте энергетики южных народов. Эта энергетика ищет выхода, и это страшно.
Мне кажется, что ислам для южных народов является формой реализации энергии. По сравнению с западным миром у исламского мира есть и перевес в плане рождаемости, и в то же время готовность идти на смерть ради воображаемой жизни. У нас недостаток сил, у них – избыток. Любая улыбка карикатуриста может стать поводом для агрессии. Вот что пугает, а не тот факт, что одни что-то нарисовали, другие опубликовали, а третьи извинились за нарисованное и опубликованное.
Повторюсь: роль религии в этом противостоянии – это форма реализации накопленных сил.
Людмила Улицкая, писатель
Мне кажется, что конфликт цивилизаций, свидетелем которого мы являемся, – это проблема не религиозная, а ментальная и психологическая. Огромное количество антиклерикальных и антирелигиозных карикатур появлялось и раньше, и это всегда травмировало низшие слои общества, людей, не защищенных культурой.
Господа Бога человеку оскорбить картинкой невозможно. Но картинкой можно нанести травму представлениям человека о Боге. Великие пророки – иудейские, христианские, мусульманские – не равны Богу, они его посланники, представители, говорящие от имени Бога.
Мы фетишизируем образы Бога, которые сами создаем и сами выстраиваем в своем сознании. В то же время дзен-буддист, например, не выстраивает фетиша из своих верований. Я думаю, что и пророк Мухаммед явно стоит выше того уровня, на котором работает карикатура.
Я убеждена в том, что как бы по поверхности мы ни рисовали эту картину и как бы мы ни пытались рассматривать ее как религиозный конфликт – это все ложно, потому что позади этой декорации стоит все-таки геополитика, нефть, деньги, бедность восточного мира. И все это гораздо более существенные вещи, чем тот религиозный конфликт, о котором постоянно говорят.