Наличие религиозной свободы в государстве определяется не полным отсутствием проблем, связанных с соблюдением прав верующих, а тем, что факты дискриминации верующих и разжигания религиозной розни обсуждаются и придаются огласке. Попытка создать широкий форум, где были бы представлены интересы самых разных религиозных групп, сделана на недавней научно-практической конференции Евразийского отделения Международной ассоциации религиозной свободы (ЕО МАРС) «Свобода, религия, нравственность и ответственность в российском обществе».
Председатель комитета Госдумы РФ по связям с общественными объединениями и религиозными организациями Сергей Попов выразил уверенность, что «нынешний высокий форум придаст новый импульс развитию принципов религиозной свободы для каждого, гарантированных Конституцией РФ, и станет новым шагом на пути к межконфессиональному миру и согласию».
По словам зампредседателя комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ Андрея Себенцова, органы власти должны более внимательно относиться к выяснению истинной идеологической направленности той или иной организации, а также к тому, кто является носителем экстремистских идей – отдельный человек или все объединение в целом.
По мнению генсека МАРСа Джона Граца, «западный мир прошел через множество религиозных войн, прежде чем понял, что можно верить по-разному и даже ни во что не верить». Без уважения всеми свободы совести, сказал в своем выступлении почетный президент ЕО МАРС профессор Анатолий Красиков, невозможна консолидация общества.
Видные религиозные деятели, регулярно принимающие участие в мероприятиях МАРСа (от православных и протестантов до мусульман и кришнаитов), на практике одинаково понимают меру своей ответственности за соблюдение свободы совести в гражданском обществе и той же меры ответственности ждут и от государства. По мнению лидера российских католиков митрополита Тадеуша Кондрусевича, пора отойти от модели религиозного государства, так как на деле общество поликонфессионально, и власти должны исходить именно из этого факта. Представитель Российского объединенного союза христиан веры евангельской Константин Бендас напомнил, что президент РФ Владимир Путин проповедует веротерпимость и говорит о том, что все религиозные объединения страны равны перед законом.
Своей основной задачей в толерантном обществе представители различных религий считают социальное служение, которое как раз и должно сформировать атмосферу понимания между верующими и чиновниками. В то же время существует масса трудностей, с которыми в России сталкиваются почти все протестантские деноминации и мусульмане.
Заместитель председателя Российского союза евангельских христиан-баптистов Петр Мицкевич заявил о том, что в Российской Федерации существует устойчивая тенденция к ограничению религиозной свободы. По его словам, «все более жестким» становится отношение чиновников к «нетрадиционным» (по их мнению) религиозным организациям». Это проявляется в отказе оформлять права собственности на землю или дома молитвы, в вытеснении протестантов из социальной сферы – детских домов, больниц и т.д. «По моему убеждению, не может страна с конституционным строем существовать свободно, если нет в ней уважения к самым разным религиозным верованиям, ведь разделение верующих по сортам вредит самому гражданскому обществу», – считает Мицкевич.
Евразийское отделение МАРСа разработало ряд документов, отражающих беспокойство религиозных лидеров за жизнь своих общин. В заявлении участников конференции говорится о том, что предполагаемые изменения законодательства о свободе совести должны предварительно обсуждаться по крайней мере в рамках Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ.
Кроме того, требуется создание авторитетного межконфессионального консультативного совета, в котором были бы представлены основные централизованные религиозные объединения. Целесообразно расширить Межрелигиозный совет России в первую очередь за счет включения в его состав представителей Старообрядческой, Католической и Протестантских Церквей. На конференции также прозвучало требование предоставить всем религиозным организациям оптимальные возможности для помощи престарелым и инвалидам, бывшим наркоманам, алкоголикам и заключенным.