Осень для мусульман и иудеев - это всегда особый период года. Ведь именно в это время представители двух традиционных для России религий отмечают свои основные праздники. Для мусульман всего мира вчера с заходом солнца начался священный месяц поста Рамадан, а для иудеев ночь с 3 на 4 октября - это начало Рош ха-Шана, или Нового года. Этой осенью два кочующих по лунному календарю праздника для многих неожиданно совпали.
Для всех мусульман девятый месяц лунного календаря - один из четырех священных месяцев. Согласно преданию, в один из дней Рамадана Пророку Мухаммаду было ниспослано откровение. Пост в течение всего месяца - один из пяти столпов (заповедей) ислама. Он заключается в полном воздержании от пищи, питья, курения и иных чувственных наслаждений в течение всего светового дня, как говорится, "пока черную нитку можно отличить от белой". Рамадан - это и месяц особого благочестия, в течение которого к пяти ежедневным молитвам добавляется еще одна, последняя, вечерняя молитва, как правило, в мечети.
Ночь на 27-й день поста отмечается мусульманами как "ночь предопределения". Считается, что в эту ночь Аллах принимает решения о судьбах людей. Поскольку по поводу ее точной датировки существуют расхождения, принято все нечетные ночи последних десяти суток рамадана посвящать делам благочестия.
Среди множества дат, связанных с Рамаданом, обычно выделяют день рождения внука Мухаммада Хусейна и день вступления Пророка в Мекку. Окончание поста отмечается праздником Ураза-байрам.
Цель поста - духовное самосовершенствование и приближение к Всевышнему. В эти дни мусульманин обязан быть щедрым, справедливым, милостивым, сострадательным, должен уделять больше внимания родителям, прощать обиды и особенно остерегаться любого зла.
В Рамадан у мусульман традиционно прекращались войны и конфликты, освобождались военнопленные, рабы, оказывалась помощь всем нуждающимся.
В эти же дни евреи всего мира празднуют Новый год, или "Рош ха-Шана", что в переводе с иврита означает "голова года". Однако праздник имеет также и другое, более грозное название - Йом а-Дин - "День отчета" или "Судный день".
Согласно иудейской традиции, в начале нового года Всевышний вершит суд над людьми. Поэтому в первые десять дней месяца Тишрей, которые называются Днями трепета, все верующие совершают покаяние за содеянные грехи. Во время утреннего собрания в синагоге в эти дни трубят в шофар (бараний рог), звуки которого должны пробудить раскаяние в сердцах собравшихся, и произносят покаянные молитвы. На Новый год принято просить у ближних прощения за нанесенные обиды и желать друг другу "быть записанными Всевышним в Книгу жизни" в наступающем году.
Как появился иудейский Новый год? Какое событие в истории человечества стало основой этого древнего праздника? Ну, конечно же, день рождения (или, вернее, сотворения) Адама. 1-го числа еврейского месяца Тишрей, в день завершения творения мира, все обрело совершенную форму единого целого, сотворенного за шесть дней. И в этот же день мир предстает перед судом Всевышнего. Он сам оценивает то, что сотворил. Именно таков сакральный смысл праздника. Бог, так же как и человек, оценивает то, что Он сделал, подводит итоги и выносит приговор. И все верующие надеются на то, что он будет благоприятным.
Так что в эти дни иудеи не только празднуют, но и пересматривают все, что они сделали за последний год. И если они "обидели кого-то зря", им не приходится надеяться на то, что этот лист календаря будет закрыт. Благочестивому еврею нельзя забывать о своих грехах - иначе этот праздник может стать последним.
В дни Рош ха-Шана особое внимание привлекают всевозможные знамения и природные катаклизмы. Раввины считают, что в эти дни знамения имеют особый смысл. В этом году накануне праздника случились землетрясение в Израиле и солнечное затмение. Израильский раввин Давид Бацри, считающийся одним из главных иудейских мудрецов нашего времени, тут же заявил, что землетрясение предвещает дождливую и снежную зиму, а также улучшение экономического положения страны. Солнечное затмение несет грозные предзнаменования для государств Дальнего Востока. По словам раввина, в наступающем году их ждут природные и политические катаклизмы.
На многочисленных вечеринках и застольях у евреев преобладают сладости, мед и яблоки. Считается, что чем вкуснее будет новогодняя трапеза, тем слаще пройдет наступающий год.