- Ваше высокопреосвященство, опираясь на свой жизненный опыт и на опыт пастырского служения, скажите, какие годы были наиболее тяжелыми для Русской Православной Церкви?
- Говоря в целом, нужно признать, что многие десятилетия ХХ века воспринимаются как единая, крайне тяжелая эпоха в жизни Церкви. Но это было и героическое время, в которое православие на Руси дало миру неисчислимый сонм новомучеников и исповедников.
- Что значимого удалось сделать за годы вашего многолетнего служения на посту председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата?
- С моей стороны было бы нескромно об этом говорить. Блаженной памяти митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, мой предшественник на посту председателя Отдела внешних церковных сношений, в свое время использовал уникальную возможность служения отечеству и миру в невероятно сложное для Церкви время. Его деятельность была эффективной и общепризнанной. Русская Православная Церковь в его период занимала лидирующее положение в межправославном и межрелигиозном сотрудничестве.
Мне же на этой стезе предоставилось лишь идти по "проторенному пути". И, оглядываясь на те годы, думаю, что и в мое председательство внешняя деятельность РПЦ приносила пользу внутренней церковной жизни и не была ослаблена эффективность межправославного и межрелигиозного сотрудничества.
- На днях, отвечая в прямом эфире на вопросы россиян, президент Путин заявил, что в Советском Союзе была только одна легальная оппозиция - Русская Православная Церковь. Как вы считаете, удавалось ли Церкви в столь непростой для нее период российской истории действительно оппонировать советской власти?
- Как мне представляется, слова нашего президента на эту тему потому вызвали оживленный интерес, что им было использовано слово "оппозиция", которое у большинства людей сегодня ассоциируется с пропагандистской шумихой, демонстрациями или, как теперь говорят, "пиаром".
В этот период особенно наблюдалось, как в нашей стране сила Божия в немощах совершалась (2 Кор. 12: 9)┘ Вера Христова не была сокрушена в тот период в Советском Союзе не благодаря личным заслугам священнослужителей, а по обетованию, данному Господом: "Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16: 18).
- Что в нынешней ситуации, когда вера для многих утрачивает свою значимость, Церковь может реально предложить стране и обществу?
- В вашем вопросе проглядывают старые взгляды, знакомые мне еще с детства об "отмирании" религии. Я же с оптимизмом могу повторить слова святого апостола Павла о том, что "слово Божие живо и действенно┘" (Евр. 4: 12). И вместо утверждения, что "вера для многих утрачивает свою значимость", хочу поделиться личными наблюдениями, что Церковь для многих обретается как последняя надежда. И в этих обстоятельствах мы стремимся возрождать присущие тысячелетней истории формы служения Церкви в нашей стране. Много примеров того вы сможете найти в Московской епархии.
- Какое событие в жизни Русской Православной Церкви вы могли бы назвать наиболее судьбоносным для современной России?
- Это, без всякого сомнения, восстановление Патриаршества на Поместном Соборе 1917-1918 годов. В наши дни для всех очевидна значимость Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Алексия II и для восстановления церковной жизни, и для духовно-нравственного возрождения России.
- Как вы в целом оцениваете попытки переосмысления исторического прошлого России и, в частности, стремление некоторых околоцерковных кругов канонизировать Ивана Грозного и Григория Распутина?
- Прошлое не должно превращаться в игрушку, при помощи которой люди манипулируют общественным мнением и человеческими душами, не раскрывая при этом свои истинные цели. История - это наука, и она всегда должна оперировать фактами, а не домыслами и выдумками. Что касается Грозного и Распутина, то Святейший Патриарх Алексий неоднократно высказывался по этому вопросу.
В моем докладе на последнем Архиерейском Соборе также обоснована невозможность причисления этих личностей к лику святых. Этого вопроса я недавно касался в других интервью в различных СМИ, и вряд ли тут есть что добавить. Если же кто-то продолжает настаивать, то это прежде всего свидетельствует о своем непослушании Церкви, а для верующего человека понятно, что это грех и заблуждение.
- Какую роль в нынешней ситуации может сыграть Русская Православная Церковь в мирном сосуществовании различных религий и конфессий?
- Именно ту, которую она и играет. Я имею в виду выстраивание взаимоуважительных отношений, предполагающих невмешательство в дела друг друга и взаимодействие ради достижения общественной стабильности, мира и процветания россиян.