На Синоде католических епископов, который пройдет в Риме в октябре текущего года, по всей видимости, не будет ни одного китайского иерарха. Представители "официальной", признанной властями Китайской католической патриотической ассоциации (ККПА) сообщили, что четверо приглашенных Святым Престолом китайских епископов не смогут прибыть в Рим "по политическим причинам, а также по причине преклонного возраста и плохого здоровья". Несмотря на то что вопрос о невозможности участия епископов из Китая в работе Синода был согласован по дипломатическим каналам, Ватикан все же включил их имена в опубликованный 8 сентября список приглашенных. Это шаг в ККПА назвали "очередным препятствием" на пути сближения Римско-Католической Церкви и КНР.
Бенедикт XVI считает важным нормализацию отношений между Ватиканом и китайским государством вплоть до восстановления дипломатических связей, прерванных в 1951 году после прихода к власти в Китае коммунистов. Ожидается, что компромисс позволит преодолеть полувековой раскол среди китайских католиков. В настоящее время в стране наряду с признанной и подконтрольной государству ККПА существует также нелегальная "подпольная" Церковь, к которой, по разным оценкам, принадлежат от 8 до 10 млн. верующих.
Китайская католическая патриотическая ассоциация, объединяющая около 5 млн. католиков, создана в 1957 году. Единственным условием вступления католиков в ассоциацию был отказ в подчинении Ватикану и переход под прямое управление "государственного" архиепископа Пекинского. Духовенство, заявившее о верности Понтифику, было репрессировано, а в 1958 году иерархи ККПА посвятили новых епископов без одобрения их кандидатур в Риме.
Большая часть католических иерархов, вернувшихся из китайских тюрем в свои епархии после 1978 года, не пожелала вступать в какие-либо проправительственные католические организации и создала собственную "катакомбную" Церковь. Лидером новой Церкви стал освобожденный в 1979 году епископ Фэн Ксуэян, посвятивший трех епископов без санкции властей, но с одобрения Ватикана. Разумеется, появление альтернативной католической иерархии в Китае было негативно воспринято руководителями КНР. Поэтому до недавнего времени священники и епископы "катакомбной" Церкви периодически подвергались преследованиям и давлению со стороны властей.
Несмотря на отсутствие единой католической структуры в КНР, многие аналитики считают, что в китайском католицизме нет раскола. Они ссылаются на то, что источником конфликта является одобрение или отказ от одобрения кандидатур новых епископов Святым Престолом, а не вопросы догматического характера. При этом, по некоторым сведениям, почти 85% епископов из ККПА тайно признаны Папой, тогда как китайские власти в последнее время также признали ряд епископов-"катакомбников". Одним из ожидаемых результатов возможного компромисса между Китаем и Ватиканом, по всей видимости, станет выработка практики согласования кандидатов в епископы.
Формально Ватикан сделал шаг навстречу официальной "патриотической" Церкви в Китае, пригласив для участия в октябрьском Синоде двух представителей ККПА - епископов Антония Ли Дуаня и Алоизия Цзинь Лю Сяна, а также признанного властями "подпольного" епископа Луки Ли Цзинь Фена. При этом, согласно обнародованному Святым Престолом списку, на Синоде должен присутствовать также представитель Католической Церкви Тайваня, что в ККПА считают абсолютно неприемлемым. Именно "тайваньский вопрос" называется в качестве основной политической причины отсутствия католических иерархов из Китая на Синоде в Риме.
Глава католического информационного агентства "AsiaNews" Бернардо Червелерра, комментируя заявление ККПА, подчеркнул, что окончательное решение по вопросу о визите китайских епископов в Рим должен вынести председатель КНР Ху Цзиньтао. Однако особых надежд на то, что официальный Пекин "даст добро" на поездку иерархов в Ватикан, по всей вероятности, нет. Китайские власти неоднократно заявляли о том, что без прекращения дипотношений между Ватиканом и Тайванем и признания Святым Престолом правительства КНР ни о каких переговорах и поисках компромиссов речь идти не может.
Фактически Ватикан поставлен перед необходимостью выбора между каноническим принципом и несомненной выгодой новых отношений с Китаем как в политическом плане, так и в плане расширения пространства для миссионерской деятельности в Восточной Азии. Многое указывает на то, что долго балансировать на этой тонкой нити Святому Престолу не удастся.