- Уважаемый господин Берл Лазар, в современных российских еврейских семьях часто встречается такая ситуация: бабушка - атеистка, мама и папа - православные, а дети - буддисты. При этом все они по крови евреи. Что вы делаете, чтобы вернуть евреев к иудаизму?
- В советское время люди были воспитаны в атеизме. Только так они могли нормально жить в обществе. В результате они забыли о своих корнях, потому что помнить о своей религии, о своих традициях было опасно. И вот теперь многие, особенно молодежь, становятся легкой добычей для всяческих сект и экзотических культов, не имеющих никакого отношения к вере в Единого Бога.
Это хороший урок для нас всех. Так мы пожинаем плоды атеистического воспитания. Практически каждый человек ищет Бога, но часто не там, где нужно. Мы, еврейская община, должны с этим работать, искать пути, чтобы дать евреям возможность познакомиться с иудаизмом, помочь им вернуться к еврейской традиции. Знание своей религии дает человеку духовный комфорт и душевное спокойствие. Наш долг - сказать людям, что искать Бога надо прежде всего в собственном доме, в своей семье, в своем народе. Надо вспомнить о том, какой веры придерживались их предки, как они встречали Шаббат (Субботу), справляли еврейские праздники, какие молитвы они читали, когда кто-нибудь рождался или умирал...
Наша традиция имеет гораздо более глубокие корни, чем насильственно навязанный обществу атеизм. Если человек родился евреем, он сможет найти ответ только в иудаизме. Никакие другие религии и культы не смогут дать ему душевного покоя и комфорта. Нет ни одного человека в мире, предки которого не исповедовали бы какую-нибудь религию. То, что мы ищем, находится рядом. Не надо искать Бога далеко от дома...
- Но в нашем общем доме - России не очень благополучно. Последнее время в России активизировались фашистские и националистические элементы. Часто объектом их ненависти становятся не только евреи, но и любые люди "неславянской" внешности. Что делает Федерация еврейских общин России (ФЕОР), чтобы защитить этих людей?
- После убийства таджикской девочки в Санкт-Петербурге ФЕОР выступил с заявлением, что подобные акции угрожают не только таджикам или армянам - они опасны для всех. Ведь если угрожают одному народу, то потом начнут угрожать другому. То, что плохо для армян, таджиков или тех, кого сейчас называют "лицами кавказской национальности", плохо и для евреев.
Ксенофобия угрожает абсолютно всем народам России! И прежде всего русским! Если есть антикавказские или антисемитские настроения, то вскоре появятся и антирусские. Это неизбежно. Самое главное - дать понять тем, кто выступает против людей другой национальности, что они творят зло по отношению к своему собственному народу.
Но я бы не сказал, что все так плохо в нашем доме. Наряду с националистическими группами, в основном молодежными, которые, к сожалению, действуют зачастую без всякого контроля со стороны властей, в нашем обществе становится все больше людей, понимающих, что люди разных национальностей должны уважать друг друга.
Нынешний всплеск антисемитизма - это результат того успеха, который сопровождает российскую еврейскую общину в последние годы. Люди, подписавшие так называемое "Письмо пятисот", просто завидуют тому, как выросла и укрепилась наша община. Они не могут пережить того, что президент Путин прекрасно понимает, что без уважения ко всем без исключения народам России она никогда не станет сильной и богатой страной. Они говорят "Россия для русских", не понимая, что Россия - многонациональная страна и она не сможет существовать без татар, армян или евреев...
Те, кто думает иначе, просто хотят разрушить Россию. Авторов этого антисемитского письма не поддерживают ни Русская Православная Церковь, ни патриотические организации. Я думаю, что они одержимы бредовыми идеями и им прежде всего нужен хороший психиатр.
- Вы живете в России пятнадцать лет, прекрасно знаете русский язык, часто встречаетесь с высшим руководством страны, с представителями правоохранительных органов... Как, по вашему мнению, много ли среди российских чиновников людей, придерживающихся антисемитских взглядов?
- Конечно, такие есть, и немало. Но, например, если человек, работающий в крупной корпорации по производству автомобилей, вместо того чтобы работать по утвержденному плану, начнет собирать детали, как ему самому в голову взбредет, его немедленно уволят. Так же надо поступать с чиновниками-антисемитами. Ведь они, по сути дела, выступают против политики своего собственного руководства. Я уверен, что президент Путин поступает искренне, когда говорит о том, что Россия - многонациональная и многоконфессиональная страна, где все народы должны жить в мире. Те, кто подписывает подобные письма, не понимают, что делают. Цель этих людей - разрушать, а не созидать.
- Установлена ли причина поджога синагоги в Малаховке и будет ли она восстановлена?
- Синагогу в Малаховке ограбил и поджег человек, который несколько дней спустя пытался обокрасть православную церковь. Там его и поймали. Он уже признался в своем преступлении. Сейчас идет следствие. Этот человек - наркоман, совершивший поджог из корыстных соображений. Что касается синагоги, то ее обязательно восстановят. Более того, я встретился с губернатором Московской области Борисом Громовым, который обещал содействовать строительству в Малаховке большого общинного центра для евреев, живущих в Подмосковье.
- Некоторое время назад возникла конфликтная ситуация между общиной синагоги в Отрадном и ее владельцем, который, как известно, является мусульманином. Какова ситуация сейчас?
- Там ситуация была очень простая. Дело в том, что некоторые люди, даже очень добрые и очень хорошие, не имеют организационного таланта. Синагога в Отрадном на протяжении нескольких лет управлялась без соблюдения элементарных норм деятельности подобного учреждения в современных условиях.
Владельцу здания, который действительно является мусульманином, это не понравилось, и он обратился в Федерацию еврейских общин, чтобы та навела там порядок. В настоящее время мы уже решили все вопросы с местной общиной и с ее руководителем раввином Довидом Карповым. Благодаря финансовой помощи ФЕОРа синагога в Отрадном смогла, наконец-то, выплатить задолженности по арендной плате за несколько лет.
- В начале 1990-х годов хасиды неоднократно обращались к российскому правительству с просьбами отдать им библиотеку Шнеерсона. Есть ли надежда, что библиотека рано или поздно все-таки будет передана еврейской общине?
- История с библиотекой Шнеерсона такова. Когда Любавичский ребе Иосиф Ицхак Шнеерсон в 20-х годах прошлого века был вынужден покинуть советскую Россию, его библиотека была конфискована властями, книги передали на хранение в Государственную библиотеку имени Ленина. Вот уже более пятнадцати лет верующие добиваются того, чтобы эти книги были переданы им, но Министерство культуры СССР, а затем и соответствующее министерство РФ под любыми предлогами отказывались решать этот вопрос.
В то же время мы видим, что государство охотно идет навстречу Русской Православной Церкви в деле возвращения собственности. Поэтому я надеюсь, что подобный же подход восторжествует в конце концов и в отношении еврейской общины и библиотеки Шнеерсона. Мы считаем, что эти книги должны быть переданы еврейской общине, так как именно для нее они представляют истинную ценность. В этом случае надо искать какой-то компромисс между государством и еврейской общиной. Однако в настоящее время этот вопрос повис в воздухе.
- Последнее время многие представители политического и артистического бомонда увлеклись изучением каббалы. Как вы относитесь к этому?
- Это процесс, характерный для всего мира. Люди ощущают душевное беспокойство, ищут Бога, смысл жизни, но не знают, где его искать. Если бы эти люди выросли в религии, они бы автоматически получили ответ на вечные вопросы. Но, к сожалению, те, кто не получил фундаментального религиозного воспитания, ищут более простых и быстрых ответов. Отсюда увлечение всякими мистическими учениями. Реальное изучение каббалы невозможно без серьезной подготовки. Это все равно, что пытаться освоить высшую математику, не выучив арифметику и алгебру.
Изучение каббалы без знания Торы и Талмуда несерьезно, это игра. Когда я был маленьким, я заглядывал в каббалистические книги. Тогда мне казалось, что я все понимаю. Когда я заглянул в эти книги двадцать лет спустя, получив образование, я понял, что каббала - это гораздо сложнее, чем казалось мне в детстве. С другой стороны, пусть лучше СМИ пропагандируют каббалу, чем наркотики. Сегодня мы живем в демократической стране, каждый может говорить, что ему хочется. Но, когда меня спрашивают, стоит ли изучать каббалу, я всегда отвечаю, что для этого надо сначала много лет изучать Тору. Так считали все без исключения знаменитые раввины.
- Известно, что российские евреи в своем большинстве говорили на идиш, который сейчас практически умер. Не считаете ли вы, что настало время возродить язык Шолом-Алейхема и Исаака-Башевиса Зингера?
- Я не считаю, что идиш мертв. В нашей семье, где двенадцать детей, мы разговариваем только на нем. Для меня очень важно, чтобы мои дети знали этот богатый и гибкий язык. Я с большим уважением отношусь к попыткам возродить идиш в среде российских евреев и считаю, что здесь у него есть будущее.
- А есть ли будущее у российских евреев? Дело ЮКОСа, наступление на свободу слова, всплеск антисемитизма заставили многих вновь задуматься об эмиграции...
- Недавно я был в провинции и ко мне подошла женщина. Она спросила меня: "Ребе, скажите, надо уезжать?" Я ответил ей так: "Вы должны жить в том месте, где будете чувствовать себя более спокойно, комфортно, где вы будете нужной и где вы будете ближе к еврейству". Я не согласен с тем, что дело ЮКОСа каким-либо образом опасно для российских евреев. Ведь оно никак не связано с еврейским происхождением Ходорковского или Невзлина.
Я уверен, что сегодня в России евреи пользуются не меньшими религиозными свободами, чем наши единоверцы в Великобритании, США или Израиле. Сегодня многие из тех, кто уехал из России, возвращаются обратно. Когда у человека есть надежда и вера в Бога, это другой уровень жизни. Человек, который верит в Бога и придерживается своих национальных или религиозных традиций, знает, куда идет.
═
Из досье "НГР":
Раввин Берл Лазар родился в Милане (Италия) в 1964 г. Получил религиозное образование в США. В 1990 г. приехал в Россию и стал раввином синагоги в Марьиной Роще. В 1999 г. возглавил Федерацию еврейских общин России (ФЕОР) и вскоре на съезде этой организации был избран Главным раввином России. Берл Лазар является представителем хасидизма - одного из направлений в иудаизме, возникшего в XVIII веке на территории Польши.