0
1714
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

10.08.2005 00:00:00

Ксенофобия опасна для всех народов

Тэги: еврейство, антисемитизм, проблема, россия


- Уважаемый господин Берл Лазар, в современных российских еврейских семьях часто встречается такая ситуация: бабушка - атеистка, мама и папа - православные, а дети - буддисты. При этом все они по крови евреи. Что вы делаете, чтобы вернуть евреев к иудаизму?

- В советское время люди были воспитаны в атеизме. Только так они могли нормально жить в обществе. В результате они забыли о своих корнях, потому что помнить о своей религии, о своих традициях было опасно. И вот теперь многие, особенно молодежь, становятся легкой добычей для всяческих сект и экзотических культов, не имеющих никакого отношения к вере в Единого Бога.

Это хороший урок для нас всех. Так мы пожинаем плоды атеистического воспитания. Практически каждый человек ищет Бога, но часто не там, где нужно. Мы, еврейская община, должны с этим работать, искать пути, чтобы дать евреям возможность познакомиться с иудаизмом, помочь им вернуться к еврейской традиции. Знание своей религии дает человеку духовный комфорт и душевное спокойствие. Наш долг - сказать людям, что искать Бога надо прежде всего в собственном доме, в своей семье, в своем народе. Надо вспомнить о том, какой веры придерживались их предки, как они встречали Шаббат (Субботу), справляли еврейские праздники, какие молитвы они читали, когда кто-нибудь рождался или умирал...

Наша традиция имеет гораздо более глубокие корни, чем насильственно навязанный обществу атеизм. Если человек родился евреем, он сможет найти ответ только в иудаизме. Никакие другие религии и культы не смогут дать ему душевного покоя и комфорта. Нет ни одного человека в мире, предки которого не исповедовали бы какую-нибудь религию. То, что мы ищем, находится рядом. Не надо искать Бога далеко от дома...

- Но в нашем общем доме - России не очень благополучно. Последнее время в России активизировались фашистские и националистические элементы. Часто объектом их ненависти становятся не только евреи, но и любые люди "неславянской" внешности. Что делает Федерация еврейских общин России (ФЕОР), чтобы защитить этих людей?

- После убийства таджикской девочки в Санкт-Петербурге ФЕОР выступил с заявлением, что подобные акции угрожают не только таджикам или армянам - они опасны для всех. Ведь если угрожают одному народу, то потом начнут угрожать другому. То, что плохо для армян, таджиков или тех, кого сейчас называют "лицами кавказской национальности", плохо и для евреев.

Ксенофобия угрожает абсолютно всем народам России! И прежде всего русским! Если есть антикавказские или антисемитские настроения, то вскоре появятся и антирусские. Это неизбежно. Самое главное - дать понять тем, кто выступает против людей другой национальности, что они творят зло по отношению к своему собственному народу.

Но я бы не сказал, что все так плохо в нашем доме. Наряду с националистическими группами, в основном молодежными, которые, к сожалению, действуют зачастую без всякого контроля со стороны властей, в нашем обществе становится все больше людей, понимающих, что люди разных национальностей должны уважать друг друга.

Нынешний всплеск антисемитизма - это результат того успеха, который сопровождает российскую еврейскую общину в последние годы. Люди, подписавшие так называемое "Письмо пятисот", просто завидуют тому, как выросла и укрепилась наша община. Они не могут пережить того, что президент Путин прекрасно понимает, что без уважения ко всем без исключения народам России она никогда не станет сильной и богатой страной. Они говорят "Россия для русских", не понимая, что Россия - многонациональная страна и она не сможет существовать без татар, армян или евреев...

Те, кто думает иначе, просто хотят разрушить Россию. Авторов этого антисемитского письма не поддерживают ни Русская Православная Церковь, ни патриотические организации. Я думаю, что они одержимы бредовыми идеями и им прежде всего нужен хороший психиатр.

- Вы живете в России пятнадцать лет, прекрасно знаете русский язык, часто встречаетесь с высшим руководством страны, с представителями правоохранительных органов... Как, по вашему мнению, много ли среди российских чиновников людей, придерживающихся антисемитских взглядов?

- Конечно, такие есть, и немало. Но, например, если человек, работающий в крупной корпорации по производству автомобилей, вместо того чтобы работать по утвержденному плану, начнет собирать детали, как ему самому в голову взбредет, его немедленно уволят. Так же надо поступать с чиновниками-антисемитами. Ведь они, по сути дела, выступают против политики своего собственного руководства. Я уверен, что президент Путин поступает искренне, когда говорит о том, что Россия - многонациональная и многоконфессиональная страна, где все народы должны жить в мире. Те, кто подписывает подобные письма, не понимают, что делают. Цель этих людей - разрушать, а не созидать.

- Установлена ли причина поджога синагоги в Малаховке и будет ли она восстановлена?

- Синагогу в Малаховке ограбил и поджег человек, который несколько дней спустя пытался обокрасть православную церковь. Там его и поймали. Он уже признался в своем преступлении. Сейчас идет следствие. Этот человек - наркоман, совершивший поджог из корыстных соображений. Что касается синагоги, то ее обязательно восстановят. Более того, я встретился с губернатором Московской области Борисом Громовым, который обещал содействовать строительству в Малаховке большого общинного центра для евреев, живущих в Подмосковье.

- Некоторое время назад возникла конфликтная ситуация между общиной синагоги в Отрадном и ее владельцем, который, как известно, является мусульманином. Какова ситуация сейчас?

- Там ситуация была очень простая. Дело в том, что некоторые люди, даже очень добрые и очень хорошие, не имеют организационного таланта. Синагога в Отрадном на протяжении нескольких лет управлялась без соблюдения элементарных норм деятельности подобного учреждения в современных условиях.

Владельцу здания, который действительно является мусульманином, это не понравилось, и он обратился в Федерацию еврейских общин, чтобы та навела там порядок. В настоящее время мы уже решили все вопросы с местной общиной и с ее руководителем раввином Довидом Карповым. Благодаря финансовой помощи ФЕОРа синагога в Отрадном смогла, наконец-то, выплатить задолженности по арендной плате за несколько лет.

- В начале 1990-х годов хасиды неоднократно обращались к российскому правительству с просьбами отдать им библиотеку Шнеерсона. Есть ли надежда, что библиотека рано или поздно все-таки будет передана еврейской общине?

- История с библиотекой Шнеерсона такова. Когда Любавичский ребе Иосиф Ицхак Шнеерсон в 20-х годах прошлого века был вынужден покинуть советскую Россию, его библиотека была конфискована властями, книги передали на хранение в Государственную библиотеку имени Ленина. Вот уже более пятнадцати лет верующие добиваются того, чтобы эти книги были переданы им, но Министерство культуры СССР, а затем и соответствующее министерство РФ под любыми предлогами отказывались решать этот вопрос.

В то же время мы видим, что государство охотно идет навстречу Русской Православной Церкви в деле возвращения собственности. Поэтому я надеюсь, что подобный же подход восторжествует в конце концов и в отношении еврейской общины и библиотеки Шнеерсона. Мы считаем, что эти книги должны быть переданы еврейской общине, так как именно для нее они представляют истинную ценность. В этом случае надо искать какой-то компромисс между государством и еврейской общиной. Однако в настоящее время этот вопрос повис в воздухе.

- Последнее время многие представители политического и артистического бомонда увлеклись изучением каббалы. Как вы относитесь к этому?

- Это процесс, характерный для всего мира. Люди ощущают душевное беспокойство, ищут Бога, смысл жизни, но не знают, где его искать. Если бы эти люди выросли в религии, они бы автоматически получили ответ на вечные вопросы. Но, к сожалению, те, кто не получил фундаментального религиозного воспитания, ищут более простых и быстрых ответов. Отсюда увлечение всякими мистическими учениями. Реальное изучение каббалы невозможно без серьезной подготовки. Это все равно, что пытаться освоить высшую математику, не выучив арифметику и алгебру.

Изучение каббалы без знания Торы и Талмуда несерьезно, это игра. Когда я был маленьким, я заглядывал в каббалистические книги. Тогда мне казалось, что я все понимаю. Когда я заглянул в эти книги двадцать лет спустя, получив образование, я понял, что каббала - это гораздо сложнее, чем казалось мне в детстве. С другой стороны, пусть лучше СМИ пропагандируют каббалу, чем наркотики. Сегодня мы живем в демократической стране, каждый может говорить, что ему хочется. Но, когда меня спрашивают, стоит ли изучать каббалу, я всегда отвечаю, что для этого надо сначала много лет изучать Тору. Так считали все без исключения знаменитые раввины.

- Известно, что российские евреи в своем большинстве говорили на идиш, который сейчас практически умер. Не считаете ли вы, что настало время возродить язык Шолом-Алейхема и Исаака-Башевиса Зингера?

- Я не считаю, что идиш мертв. В нашей семье, где двенадцать детей, мы разговариваем только на нем. Для меня очень важно, чтобы мои дети знали этот богатый и гибкий язык. Я с большим уважением отношусь к попыткам возродить идиш в среде российских евреев и считаю, что здесь у него есть будущее.

- А есть ли будущее у российских евреев? Дело ЮКОСа, наступление на свободу слова, всплеск антисемитизма заставили многих вновь задуматься об эмиграции...

- Недавно я был в провинции и ко мне подошла женщина. Она спросила меня: "Ребе, скажите, надо уезжать?" Я ответил ей так: "Вы должны жить в том месте, где будете чувствовать себя более спокойно, комфортно, где вы будете нужной и где вы будете ближе к еврейству". Я не согласен с тем, что дело ЮКОСа каким-либо образом опасно для российских евреев. Ведь оно никак не связано с еврейским происхождением Ходорковского или Невзлина.

Я уверен, что сегодня в России евреи пользуются не меньшими религиозными свободами, чем наши единоверцы в Великобритании, США или Израиле. Сегодня многие из тех, кто уехал из России, возвращаются обратно. Когда у человека есть надежда и вера в Бога, это другой уровень жизни. Человек, который верит в Бога и придерживается своих национальных или религиозных традиций, знает, куда идет.

Из досье "НГР":

Раввин Берл Лазар родился в Милане (Италия) в 1964 г. Получил религиозное образование в США. В 1990 г. приехал в Россию и стал раввином синагоги в Марьиной Роще. В 1999 г. возглавил Федерацию еврейских общин России (ФЕОР) и вскоре на съезде этой организации был избран Главным раввином России. Берл Лазар является представителем хасидизма - одного из направлений в иудаизме, возникшего в XVIII веке на территории Польши.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1964
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1964
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1701
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
1059

Другие новости