- Пандидо Хамбо Лама, расскажите, пожалуйста, что значимого удалось сделать за эти годы? Что вы считаете своим главным достижением на этом посту?
- Прежде всего Буддийская Традиционная Сангха России обрела целостность и стала действительно централизованной религиозной организацией. Главное наше достижение - это объединение и возрождение дацанов и буддийских общин Бурятии, строительство новых храмов на месте разрушенных.
- Расскажите о своем пути к вере. Трудно ли быть буддистом в современном мире?
- Я родился и вырос в селе, где, несмотря на репрессии и угрозы, было сохранено драгоценное собрание буддийских трактатов - священный Ганжур. Стремление узнать тайны этой святыни привело меня впоследствии в Буддийский университет им. Занабазара в г. Улан-Баторе (Монголия), где я учился у буддийских лам, которые стремились передать нам мудрость учения.
Быть буддистом в современном мире трудно и одновременно легко. Трудно - потому, что современная цивилизация без конца ставит перед нами все новые и сложные вызовы. Легко - потому, что буддийское учение дает опору и ответы на эти вызовы.
- В каких регионах буддизм имеет наибольшее распространение?
- Естественно, что в традиционных буддийских регионах: Бурятии, Тыве, Алтае и Калмыкии. Много интересующихся буддизмом и в других регионах России.
- В советский период буддисты разделили судьбу верующих других религий с вытекающими отсюда последствиями... Можно ли сейчас говорить о возрождении российского буддизма?
- В 30-е годы прошлого столетия были закрыты все буддийские монастыри, большинство храмов разрушено и все ламы репрессированы. Только в 1946 году было разрешено строительство Иволгинского дацана, нынешней резиденции Пандидо Хамбо Ламы и вновь был открыт Агинский дацан.
Я до сих пор восхищаюсь мужеством лам, вернувшихся из ссылок на службу в дацаны и сохранивших преемственность учения вплоть до наших дней. Мы сегодня возрождаем российский буддизм именно благодаря этой связи времен.
- Распространен ли буддизм среди людей, не принадлежащих к традиционной буддистской общине? Или буддизм исповедуется лишь среди определенных народов?
- В нетрадиционных регионах распространения буддизма, а это в основном крупные мегаполисы, как Москва и Санкт-Петербург, есть люди, интересующиеся нашей верой. Некоторые из них отдают дань моде, особенно на Западе, некоторые находят в буддизме духовную опору. Но традиционный буддизм выступает против прозелитизма.
- Чем сегодня живет Традиционная Сангха? Что вы считаете приоритетной задачей для Сангхи?
- Сегодняшняя Сангха России восстанавливает традиционные направления изучения буддизма: философию, тантрические системы, астрономию, медицину и живопись. Мы много занимаемся строительством.
Наша цель - восстановить бывшие дацаны. Конечно, без поддержки верующих это было бы невозможно. Мы благодарны им за то, что, несмотря ни на какие трудности, они сохранили духовность и веру.
- В каких российских буддийских учебных заведениях можно получить религиозное образование?
- Одной из наших главных задач является подготовка современных кадров буддийских священнослужителей. Для этого мы открыли два учебных заведения - Буддийскую академию при Агинском дацане и Буддийский университет "Дашичойнхорлин" им. Дамба Даржа Заяева при Иволгинском дацане.
Наши студенты обучаются также в монастырях Индии и Монголии. Что касается изучения традиционной тибетской медицины, то здесь мы практикуем индивидуальные обучение. После получения буддийского образования ученик должен найти учителя - эмчи (лекаря), который и посвящает его в тайны традиционной медицины. Я сам в свое время специализировался в тибетской медицине и могу сказать, что это длительный и трудный процесс.
- Современный буддизм разделен на множество разных направлений и школ. Существует ли конкуренция между Традиционной Сангхой и нетрадиционными для России направлениями?
- Иногда возникает ситуация, про которую говорят "нет пророка в своем отечестве". Тем не менее говорить о какой-то конкуренции между традиционной Сангхой и нетрадиционными направлениями буддизма не приходится. Каждый выбирает то, что ему подходит. Наша задача, как и задача всех традиционных религий России, - противостоять новоявленным тоталитарным сектам любого толка.
- Как складываются отношения у Традиционной Сангхи с представителями других религий, например с Русской Православной Церковью?
- Наряду с иерархами Русской Православной Церкви и представителями ислама и иудаизма я являюсь сопредседателем Межрелигиозного совета России, где мы вырабатываем согласованные позиции по всем проблемам, стоящим перед миром и страной. У нас сложились добрые и гармоничные отношения со всеми представителями традиционных религий России.
По долгу духовной и пасторской службы я периодически встречаюсь с председателем Отдела внешних связей Московского Патриархата митрополитом Кириллом (Гундяевым), муфтиями Талгатом Татджуддином, Равилем Гайнутдином, раввинами Берлом Лазаром и Адольфом Шаевичем. Это мои братья в духовном служении россиянам.
- Помогают ли власти восстанавливать разрушенные ранее монастыри и храмы?
- Мы ощущаем поддержку государства на федеральном уровне. Конечно, хотелось бы получить более действенную поддержку от местных органов власти для восстановления разрушенных дацанов. Это было бы взаимовыгодное сотрудничество в области социального, культурно-национального и духовного развития народа.
- Можно ли считать, что российские народы, исповедующие буддизм, сохраняют тем самым свою национальную идентичность?
- Учение Будды в прошлом пронизывало все сферы деятельности российских народов, исповедующих эту веру. Поэтому я считаю буддизм важнейшим фактором сохранения идентичности этих народов. Это тем более актуально, так как буддизм проповедует ненасилие, сострадание и любовь ко всему живому. Пусть будет добро и благо!