В последние годы конфликт между Церковью и культурой в основном касался тех культурных учреждений, которые до сих пор находятся на территории монастырей и храмов. "НГ-религии" неоднократно обращалась к этой теме. Но, оказалось, что кроме музеев и реставрационных мастерских, Русской Православной Церкви (РПЦ) мешают туристы, посещающие храмы и монастыри не только с религиозными целями. В начале нового туристического сезона вопрос о том, кто имеет право приобщаться к святыням - туристы или паломники, - приобрел вполне конкретные очертания. Скорее всего ближайшими объектами, которые будут закрыты для туристов, станут Валаамский и Соловецкий монастыри.
Выступая на заседании Попечительского совета по восстановлению Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря, Патриарх Алексий II сетовал, что "палаточные лагеря "диких" туристов располагаются в заповедных зонах и монастырских пределах, нанося ущерб уникальной природе Валаамского архипелага". Озабоченность Патриарха разделяют и в паломнической службе монастыря. "Туристы приезжают на яхтах, лодках и организуют пикники", - говорит директор службы Владимир Рудин. "Оптимальный вариант, если бы все туристы проходили через паломническую службу,- заявил Рудин. - У паломников нет времени гулять по лесу, они без благословения настоятеля не выходят в лес".
Руководство Валаамского монастыря обратилось к правительству Карелии с просьбой урегулировать число "диких" туристов, приезжающих на остров. Служители монастыря уверяют, что туристы вытаптывают траву, мусорят, ежегодно по их вине происходят пожары. Самый близкий к острову город Сортавала в последние годы превратился в туристический центр с дешевыми гостиницами, куда приезжают в основном финские туристы, привлеченные низкими ценами на водку и большим количеством лиц "первой древнейшей профессии".
Директор паломнической службы монастыря считает, что необходимо ограничить число туристов до 90 тыс. человек в год. Именно столько ежегодно проходит через паломническую службу монастыря. Однако администрация Национального парка "Валаамский архипелаг" утверждает, что неорганизованных туристов на острове практически не бывает. Для всех, кто не проходит через паломническую службу, отведены специальные места, где есть и туалеты, и мусорные ящики.
Главными нарушителями спокойствия в святых местах являются не туристы, а аборигены Валаама. В основном это бывшие работники Дома инвалидов, который ранее располагался на территории монастыря. Несмотря на то что правительство Республики Карелия всячески способствует их переселению на материк, предоставляя им квартиры в Сортавале, многие не хотят покидать насиженные места. Большинство из этих людей летом живет за счет туристов, а зимой - на иждивении монастыря. Если паломническая служба Валаама станет фирмой-монополистом, это явно сократит доходы аборигенов острова и, возможно, заставит их покинуть остров. Именно этого и добивается руководство монастыря. В их представлении на Валааме должны жить только монахи и послушники, а туристов должны заменить паломники.
В правительстве Карелии ссориться с Церковью не хотят, но и отдавать Валаам не согласны, предлагая монастырю сначала сократить число паломников, а уж потом браться за "диких" туристов.
Остров Валаам - уникальное место, интересное не только для паломников, но и для тех, кто интересуется старинной архитектурой и воистину прекрасной природой. Ежегодно Валаам посещают тысячи людей, и только часть из них пользуется услугами паломнической службы монастыря. В Москве и Санкт-Петербурге существует множество туристических фирм, организующих двух-трехдневные поездки на Валаам, которые пользуются большим спросом, особенно в период белых ночей.
Вполне очевидно желание руководства РПЦ установить церковную монополию на турпоездки по "святым местам". Ведь деньги от паломнических поездок являются одним из основных источников пополнения бюджета РПЦ. Так что скорее всего дело не только в стремлении сохранить тишину и святость Валаама, а в желании приумножить доходы монастыря и окончательно вытеснить с острова аборигенов.
Можно предположить, что подобная участь ждет и другой монастырь-архипелаг Соловки, где недавно Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник и Соловецкий монастырь заключили соглашение, которое призвано помочь в борьбе с "недобросовестными турфирмами". Отныне только туркомпании, имеющие договоры с монастырем, получают право на посещение монастырских и музейных объектов и экскурсионное обслуживание.