- Ваше Преосвященство, не могли бы вы немного рассказать об истории Антиохийской Православной Церкви...
- История нашей Церкви началась вместе с историей христианства. Она была основана апостолами Петром и Павлом еще до появления Римской Церкви. Ее название происходит от имени древней столицы Сирии - города Антиохии. Антиохийская Церковь считается одной из самых древних Поместных Православных Церквей.
Именно в Антиохии последователи Иисуса Христа стали называться христианами. Поэтому Антиохию называют колыбелью христианства. Здесь раньше находилась "столица" Церкви, престол ее Патриарха. Именно отсюда апостол Петр, первый епископ Антиохийской Церкви, приехал в Рим.
Безусловно, за всю свою историю Церковь пережила многое. С середины VII века Антиохия попала под власть арабов-мусульман, которые всячески притесняли христиан. Одним из наиболее трагических событий нашей истории стало истребление турками в 1860 г. почти всего христианского населения Сирии. Тогда погибли более 30 тыс. человек! Почти все наши церкви были разрушены и разорены. Замечу, что без поддержки России и Русской Православной Церкви от Антиохийской Церкви ничего бы не осталось.
Церкви приходилось бороться и с внутренними негативными тенденциями. Под давлением Католической Церкви часть православных, понадеявшись на защиту Европы, попросила защиты от турецкого преследований и перешла в католичество. Во многом этот внутрицерковный раскол был связан и с политическим ослаблением России в конце XIX века, что привело к появлению Греко-Католической Церкви в Антиохии.
- А какие сейчас у вашей Церкви отношения с греко-католиками?
- Раньше они были достаточно напряженными, вплоть до Второго Ватиканского Собора, так как Ватикан изо всех сил пытался привлечь к себе христиан Ближнего Востока. Но сейчас на дворе уже XXI век, и не поддерживать отношения было бы просто глупо. Так что теперь мы чувствуем себя партнерами.
- Христиан каких стран окормляет Антиохийский Патриархат?
- Православных верующих Сирии, Ливана, Ирака и Кувейта, иными словами, все православное население стран Ближнего Востока. Кроме того, множество верующих проживают в других странах. Только в США у
нас почти 250 храмов. Много приходов в Аргентине, Бразилии, Чили и Австралии. Есть митрополия в Западной Европе, куда входят Франция, Англия, Германия и Швейцария. Наша паства - это более 5 миллионов верующих по всему миру.
- Когда-то Антиохия первенствовала в христианском богословии, была местом проведения церковных Соборов. Сохраняется ли сегодня богословская традиция?
- Антиохийская богословская школа - самая древняя на православном Востоке, сохраняющаяся и по сей день. В нашей Церкви по-прежнему много выдающихся мыслителей. Это и митрополит Георгий (Ходор), и сам Антиохийский Патриарх Игнатий. Сейчас при Антиохийском Патриархате работают Богословский институт и целый ряд церковных школ.
- Как складываются отношения Антиохийской Церкви с правительствами исламских государств, на территории которых она осуществляет свое служение?
- Со времен Оттоманской империи Антиохийская Церковь имеет ряд привилегий. И в этом большая заслуга Русской Церкви и России. Но ислам - основная религия Ближнего Востока. Поэтому наша Церковь существует по законам тех стран, в которых живут ее представители.
К примеру, в Ливане положение христиан определено Конституцией. И личные отношения межу Патриархом и президентом Ливана никак не влияют на положение христиан в этой стране. В соответствии с законом президент Ливана должен быть христианином. По Конституции в парламенте этой страны должны быть представлены как мусульмане, так и христиане.
Мы всегда следуем церковному уставу, который действует в странах, где находится Антиохийская Церковь, поэтому государство не вмешивается в наши дела. Мы одновременно контролируем и то, что касается гражданского права верующих (рождение, бракосочетание и т.д.). Кроме того, в каждой епархии есть церковные суды, и правительство всегда исполняет их решения. Оно также признает решения Церкви в том, что касается назначений новых архиереев.
- Как вы оцениваете положение христиан на Ближнем Востоке?
- Все христианские общины ближневосточных государств признаны Конституцией этих стран. К тому же христиане и мусульмане уже столетиями живут бок о бок, мы привыкли к этому и с уважением относимся друг к другу. Религия должна служить человеку, а не наоборот, и неважно, ислам это, христианство или другие религии.
Однако становятся заметными некоторые негативные тенденции в отношениях мусульман к христианам. Мне кажется, что сейчас идет политизация ислама. Это очень опасно, так как может привести к дестабилизации общей обстановки в регионе. Но я считаю, что на Ближнем Востоке никогда не будет войны между мусульманами и христианами.
- Как изменилось положение христиан в Ираке после оккупации этой страны войсками "миротворцев"?
- Я не могу сказать, что мусульманское население Ирака стало хуже относиться к христианам. Войны между христианами и мусульманами нет! Но есть фундаменталисты, специально провоцирующие мусульман на экстремистские действия против христиан, и большинство из них находятся сегодня в Ираке.
- Можно ли говорить о посреднической или дипломатической функции Антиохийской Церкви на Ближнем Востоке?
- Наша Церковь действительно играет важную дипломатическую роль в этом регионе. Я думаю, что она очень подходит для Церкви, выступающей посредником между народами и между лидерами различных государств.
- Расскажите, пожалуйста, об истории подворья Антиохийской Церкви в Москве...
- Представительство Антиохийского Патриархата было открыто в Москве в 1848 г. Оно было создано Московским митрополитом Филаретом (Дроздовым), чтобы оказать материальную помощь Антиохийской Церкви. В то время наша Церковь подверглась гонениям со стороны турок. В 1927 г. власти закрыли подворье. А в 1948 г. с разрешения Сталина и по благословению Патриарха Алексия I его открыли вновь. Сейчас Антиохийская Церковь не нуждается в материальной помощи. Однако подворье осталось в качестве моста, связующего нас с Русской Церковью.
- Из кого состоит ваша московская паства?
- Прежде всего из православных верующих москвичей - это около 350 семей. Также мы окормляем и арабскую общину, которая насчитывает около 40 семей. Но христианская арабская община появилась лишь лет 8-10 назад, до этого вся паства была русская.
- Что вас лично связывает с Россией?
- Первый раз я приехал в Россию в 1959 году, чтобы учиться в Московской Духовной академии. А в том, что я избрал местом своего служения именно Москву, огромную роль сыграл мой наставник митрополит Нифон (Саба), который был особо расположен к России. Я ощущаю, что русский народ - это также и мой народ.
Думаю, что сейчас нельзя рассчитывать на российскую политическую поддержку любой Церкви за границей, в том числе и Православной, так как православие в России по Конституции не является единственной государственной религией, как это было в XIX веке. Однако я уверен, что, как и раньше, Россия будет выступать на стороне правды, защищая любые народы от несправедливости.Германия и Швейцария. Наша паства - это более 5 миллионов верующих по всему миру.
- Когда-то Антиохия первенствовала в христианском богословии, была местом проведения церковных Соборов. Сохраняется ли сегодня богословская традиция?
- Антиохийская богословская школа - самая древняя на православном Востоке, сохраняющаяся и по сей день. В нашей Церкви по-прежнему много выдающихся мыслителей. Это и митрополит Георгий (Ходор), и сам Антиохийский Патриарх Игнатий. Сейчас при Антиохийском Патриархате работают Богословский институт и целый ряд церковных школ.
- Как складываются отношения Антиохийской Церкви с правительствами исламских государств, на территории которых она осуществляет свое служение?
- Со времен Оттоманской империи Антиохийская Церковь имеет ряд привилегий. И в этом большая заслуга Русской Церкви и России. Но ислам - основная религия Ближнего Востока. Поэтому наша Церковь существует по законам тех стран, в которых живут ее представители.
К примеру, в Ливане положение христиан определено Конституцией. И личные отношения межу Патриархом и президентом Ливана никак не влияют на положение христиан в этой стране. В соответствии с законом президент Ливана должен быть христианином. По Конституции в парламенте этой страны должны быть представлены как мусульмане, так и христиане.
Мы всегда следуем церковному уставу, который действует в странах, где находится Антиохийская Церковь, поэтому государство не вмешивается в наши дела. Мы одновременно контролируем и то, что касается гражданского права верующих (рождение, бракосочетание и т.д.). Кроме того, в каждой епархии есть церковные суды, и правительство всегда исполняет их решения. Оно также признает решения Церкви в том, что касается назначений новых архиереев.
- Как вы оцениваете положение христиан на Ближнем Востоке?
- Все христианские общины ближневосточных государств признаны Конституцией этих стран. К тому же христиане и мусульмане уже столетиями живут бок о бок, мы привыкли к этому и с уважением относимся друг к другу. Религия должна служить человеку, а не наоборот, и неважно, ислам это, христианство или другие религии.
Однако становятся заметными некоторые негативные тенденции в отношениях мусульман к христианам. Мне кажется, что сейчас идет политизация ислама. Это очень опасно, так как может привести к дестабилизации общей обстановки в регионе. Но я считаю, что на Ближнем Востоке никогда не будет войны между мусульманами и христианами.
- Как изменилось положение христиан в Ираке после оккупации этой страны войсками "миротворцев"?
- Я не могу сказать, что мусульманское население Ирака стало хуже относиться к христианам. Войны между христианами и мусульманами нет! Но есть фундаменталисты, специально провоцирующие мусульман на экстремистские действия против христиан, и большинство из них находятся сегодня в Ираке.
- Можно ли говорить о посреднической или дипломатической функции Антиохийской Церкви на Ближнем Востоке?
- Наша Церковь действительно играет важную дипломатическую роль в этом регионе. Я думаю, что она очень подходит для Церкви, выступающей посредником между народами и между лидерами различных государств.
- Расскажите, пожалуйста, об истории подворья Антиохийской Церкви в Москве...
- Представительство Антиохийского Патриархата было открыто в Москве в 1848 г. Оно было создано Московским митрополитом Филаретом (Дроздовым), чтобы оказать материальную помощь Антиохийской Церкви. В то время наша Церковь подверглась гонениям со стороны турок. В 1927 г. власти закрыли подворье. А в 1948 г. с разрешения Сталина и по благословению Патриарха Алексия I его открыли вновь. Сейчас Антиохийская Церковь не нуждается в материальной помощи. Однако подворье осталось в качестве моста, связующего нас с Русской Церковью.
- Из кого состоит ваша московская паства?
- Прежде всего из православных верующих москвичей - это около 350 семей. Также мы окормляем и арабскую общину, которая насчитывает около 40 семей. Но христианская арабская община появилась лишь лет 8-10 назад, до этого вся паства была русская.
- Что вас лично связывает с Россией?
- Первый раз я приехал в Россию в 1959 году, чтобы учиться в Московской Духовной академии. А в том, что я избрал местом своего служения именно Москву, огромную роль сыграл мой наставник митрополит Нифон (Саба), который был особо расположен к России. Я ощущаю, что русский народ - это также и мой народ.
Думаю, что сейчас нельзя рассчитывать на российскую политическую поддержку любой Церкви за границей, в том числе и Православной, так как православие в России по Конституции не является единственной государственной религией, как это было в XIX веке. Однако я уверен, что, как и раньше, Россия будет выступать на стороне правды, защищая любые народы от несправедливости.