Анатолий Красиков, профессор, доктор исторических наук
Впервые я встретился с Иоанном Павлом II буквально лицом к лицу 26 октября 1986 г. в итальянском городе Ассизи, где по его инициативе отмечался День всемирной молитвы за мир. По приглашению Папы на родину святого Франциска приехали представители двенадцати вероисповеданий - от архиепископа Кентерберийского до далай-ламы, а также индуисты, зороастрийцы и даже анимисты. Прибыла в Ассизи и делегация Русской Православной Церкви во главе с одним из членов Синода.
Мы выехали из Рима с таким расчетом, чтобы не опоздать к началу торжественной церемонии. Ровно в 9 мы подъехали к собору святой Марии в Ассизи. Сразу же вслед за нами подъехал большой лимузин, где, как оказалось, находился сам Папа.
Иоанн Павел II вышел из машины и почти взбежал вверх по ступенькам. Он остановился буквально в двух шагах от нас, удивленно посмотрел на опередивших его незнакомцев, потом его лицо осветилось широкой и доброй улыбкой, которую я и сейчас вижу, как если бы Понтифик стоял рядом со мной. Никакого разговора тогда между нами не было, да и не могло быть, но все, что я услышал от Римского Первосвященника в последующие часы (как услышали и другие участники встречи), независимо от моей воли воспринималось, как адресованное мне лично.
Вторая встреча с Папой произошла 23 апреля 1988 года, незадолго до празднования 1000-летия Крещения Руси, и на этот раз состоялся настоящий, глубокий диалог. Не могу забыть того впечатления, которое произвел на меня духовный лидер католиков, когда мы оказались с ним с глазу на глаз. Он держался с достоинством, присущим его сану, и в то же время исключительно просто. Он показал, и это редкость для деятеля столь высокого уровня, что умеет не только говорить, выбирая нужные выражения для передачи своих мыслей, но и слушать собеседника.
Иоанн Павел II высоко отозвался о Русской Церкви, "Церкви-сестре", которая выстояла в условиях государственного атеизма. Понтифик сказал, что мечтает в один прекрасный день побывать в нашей стране и установить личный контакт с ее прекрасным народом и его духовными руководителями. В конце 1989 г. я получил задание освещать для печати первый визит Горбачева в Ватикан и снова оказался в Ватикане. А несколько дней спустя еще раз побывал там вместе с тогдашним руководителем издательского отдела Московского Патриархата митрополитом Питиримом, чтобы вручить Понтифику свою книгу о Ватикане, изданную на итальянском языке. Мы услышали от Папы много добрых слов, в адрес нашего народа и его духовной культуры.══
Ольга Седакова, поэтесса
Мне выпала честь близко общаться с Иоанном Павлом II. Мы встречались четыре раза, это были продолжительные встречи по два-три часа, и поэтому у меня была возможность составить впечатление о нем. Это был потрясающий человек. Человека такой великой души, такой чистоты мне встречать в жизни не приходилось. Что в нем больше всего поражало - это его цельность.
Он был предельно неформальным человеком, в нем не было ничего чиновнического, чего можно было бы ожидать на таком посту. Все его слова и поступки исходили из одного источника, который был очевиден - его глубокая вера. Он чувствовал себя и говорил об этом, так сказать, "вместе с апостолами". Он говорил, что "Деяния апостолов" - это открытая книга, она продолжается, и то, что он делает, - это продолжение апостольских деяний. Так он видел свою жизнь. Его девизом были слова "Целиком Твой".
Пожалуй, самое поразительное, что было в Иоанне Павле II, - это широта, скорость восприятия и внимание к тому, что происходит в мире. Это может показаться непривычным, мы привыкли думать, что человек, посвятивший себя Богу, полностью отрешается от земных забот, но человека, более включенного в жизнь мира, чем был Папа Римский, трудно себе представить.
Он присутствовал в мире как некая творческая сила. Где бы он ни появлялся, о чем бы ни говорил, его задачей было ободрение человека. Каждый человек, который к нему подходил, чувствовал себя ободренным после этого разговора или взгляда. Первое, что он сказал после своего избрания, было "Не бойтесь!" Он говорил о том, что современная цивилизация - это цивилизация страха, люди постоянно боятся, и этими страхами обусловлены их поступки и состояния. Он указал нам путь избавления от страха, христианский путь Любви, которая изгоняет страх. Он сам был полон этой любви, это не была проповедь того, чего у него нет, эту любовь мог почувствовать каждый, кто встречался с Понтификом.══
Адольф Шаевич, главный раввин России
Я хотел бы от имени российской иудейской общины выразить всем католикам соболезнования по поводу кончины Иоанна Павла II. Это выдающийся религиозный деятель, который сделал очень много для установления взаимопонимания между различными конфессиями во всем мире. Он неоднократно встречался со многими видными иудейскими деятелями, он немало способствовал тому, чтобы развенчать слухи и домыслы о кознях иудеев против христиан. Очень жалко, что он ушел из жизни, и мы скорбим об этой тяжелой утрате.══
Шейх Фарид Ассадулин, сопредседатель Информационно-аналитического центра Совета муфтиев России
Иоанн Павел II останется в памяти мусульман как человек, который своей жизнью и деятельностью сделал очень много для реализации идей II Ватиканского Собора, а именно для развития и углубления межрелигиозного диалога, который имеет непосредственное отношение к представителям ислама. По сути дела вся деятельность Понтифика на этом посту - каждодневное доказательство того, что у планеты и человечества есть возможность благополучного развития, когда представители различных конфессий будут исходить из идей толератности и через диалог расширять ту площадку, на которой можно строить сотрудничество между представителями прежде всего монотеистических религий.
В моей жизни образ этого человека останется в памяти, потому что он через покаяние, через признание того, что Католической Церковью были в свое время совершены ошибки в отношении мусульман, проложил тот путь, по которому идут многие прогрессивные представители мусульманского богословия. Христиан, мусульман и иудеев сближает больше, чем разъединяет. Если будет мир между религиями, то будет мир и между верующими.