В начале февраля в Грузии завершился первый в ее истории уголовный процесс, в котором осужденный был приговорен к лишению свободы за религиозный экстремизм и разжигание межнациональной розни. Священник Василий Мкалавишвили, отлученный от Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), ближайшие семь лет проведет за решеткой, а один из его сподвижников - четыре года. Адвокаты осужденных опротестовали решение Ваке-Сабурталинского районного суда Тбилиси. Тем не менее эксперты полагают, что изменить будущее своих подопечных они вряд ли смогут.
Власти Грузии много раз заявляли Европейскому союзу (ЕС) о своем желании стать членом этой международной организации. В то же время в докладах представителей ЕС не раз присутствовали заявления о фактах религиозной нетерпимости по отношению к представителям различных нетрадиционных для Грузии вероисповеданий. И во всех этих случаях речь шла о Василии Мкалавишвили.
Он был отлучен от Церкви еще в середине 1990-х годов решением Синода ГПЦ, посчитавшего его проповеди чрезмерно вольными и имеющими мало общего со Священным Писанием. Тем не менее к тому времени армия его ярых почитателей, так называемых "василистов", перевалила за тысячу. Среди них были состоятельные люди, и вскоре в одном из спальных районов Тбилиси на частные пожертвования хоть и без благословения Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II была возведена церковь. В ней отлученный священник продолжил свою деятельность.
Его проповеди перестали носить чисто теоретический характер. Василий Мкалавишвили объявил "крестовый поход" против "сектантства" и представителей нетрадиционных религий. Особенно досталось организации "Свидетели Иеговы". Их собрания жестоко разгонялись паствой буйного экс-священника, а книги иеговистов предавались огню. Надо сказать, что Мкалавишвили был популярен не только в узком кругу своих почитателей; как правило, вызываемая иеговистами или баптистами полиция безучастно наблюдала за погромом.
Один из работников правоохранительных структур посчитал действия разъяренных "василистов" патриотическими. "В Грузии испокон веков бок о бок жили мусульмане, армяне-григориане, католики, иудеи. У них никогда не было здесь проблем. А иеговистам у нас не место. Что это за религия? Человек умирает, а они надевают яркую одежду! Тяжело больному переливание крови нельзя делать, и он умирает! Прав отец Василий", - заявил этот полицейский одной из грузинских телекомпаний. Очевидно, такую точку зрения разделяли и светские власти. Иначе их бездействие объяснить трудно.
А Мкалавишвили, почувствовав безнаказанность, окончательно распоясался. Металлическую дверь редакции популярной газеты "Резонанс", на страницах которой была опубликована статья в защиту нетрадиционных религий, беснующаяся толпа с благословения Мкалавишвили заварила автогеном, угрожая в следующий раз предать огню здание "сатанинской редакции".
Вскоре отряды "василистов" останавливали машины, перевозившие религиозные издания иеговистов, кришнаитов и других "сектантов" и тут же устраивали "аутодафе". Обращения пострадавших к духовным и светским властям, по сути, оставались неуслышанными.
Представители ГПЦ не раз заявляли, что Василий Мкалавишвили от Церкви отлучен и его действиями должны заниматься правоохранительные органы. Однако светские власти тем временем бездействовали. Лишь после крайне неприятного для Грузии доклада в Совете Европы о грубейших нарушениях в области прав человека и свободы вероисповедания Василий Мкалавишвили был объявлен властями в международный розыск. Пока его "искали", отлученный священник продолжал проповедовать в тбилисской церкви.
Генпрокуратура выдала ордер на его арест лишь после "революции роз". Василий Мкалавишвили со своими приверженцами забаррикадировался в церкви, которую спецназу пришлось штурмовать. Отлученный священник с наиболее рьяными сторонниками был арестован и препровожден в СИЗО. На процессе он свою вину отрицал и обещал, что когда выйдет на свободу, то борьбу с "сатаной" продолжит.
Тбилиси