- Ваше Преосвященство, вы - немец по национальности, католик - по вероисповеданию, советский человек - по дате и месту рождения. А кем вы сами себя ощущаете во времени и пространстве?
- Мои родители были российскими немцами, жившими в Казахстане. И я тоже, естественно, считаю себя российским немцем. Я учился в советской школе, затем служил в Советской армии. Но, поскольку я вырос в религиозной семье, где получил католическое воспитание, считать себя советским человеком в подлинном смысле этого слова я не могу.
Хотя в каком-то роде я действительно бывший "советский человек". Об опыте жизни в тех условиях я не жалею, поскольку он абсолютно неповторим. Так что можно сказать, что своей судьбой я, скорее, доволен.
- В некоторых западных средствах массовой информации вас почему-то называют кандидатом на папский престол. Как вы можете это прокомментировать?
- Такие утверждения не имеют под собой никаких оснований. Папу выбирают кардиналы Римской Церкви на конклаве, а я кардиналом не являюсь.
- Почему архиепископ Кондрусевич оставил пост председателя Конференции католических епископов России? Каковы будут ваши первые шаги на этом посту?
- По уставу Конференции католических епископов России одно и то же лицо может быть на посту председателя только два срока, по три года. Два срока архиепископа Тадеуша Кондрусевича закончились, поэтому состоялись перевыборы. В России всего четыре епископа, то есть выбор у нас небольшой, и в этот раз он пал на меня.
Архиепископ Кондрусевич - тоже бывший советский человек. Мы вместе учились в Каунасе, в духовной семинарии. Наши взгляды совпадают по многим параметрам, поэтому я думаю, что ничего кардинально нового во время моего председательства не будет.
- Отношения между католиками и православными в Новосибирске были далеки от идиллических. Как обстоят дела в настоящее время?
- У меня были очень хорошие отношения с покойным епископом Новосибирским Сергием (Соколовым). Мы были почти ровесниками. Но после его смерти у нас с руководством Православной Церкви в Новосибирске никаких контактов нет. Одно время я думал, что это хорошо: тихо, спокойно, никаких ссор. Но сейчас я считаю, что ошибался. Ведь даже ссоры можно назвать своего рода отношениями, а сейчас они у нас просто на нуле.
У нас неплохие контакты со светскими властями города и области. Мы понимаем, что мы - в меньшинстве, что мы - не привилегированная Церковь, но, несмотря на это, мы регулярно встречаемся с руководителями города. Мы стараемся помогать бедным и обездоленным. Например, у нас есть приют на 50 детей, о котором заботится католическая благотворительная организация "Каритас".
- В Новосибирске 20 января три тысячи человек вышли на улицы города, протестуя против монетизации льгот. Как вы относитесь к подобным акциям?
- Конечно, правительству стоило бы избегать таких ситуаций, когда страдают миллионы людей. Однако я считаю, что акции протеста, митинги и прочее не в компетенции Церкви. Она не должна выводить людей на улицы.
- Как вы относитесь к идее создания православного телеканала, которую сейчас активно обсуждают как в светских, так и в церковных СМИ?
- Если православные хотят - пусть у них будет свой телеканал, ничего плохого тут нет. Но если этот канал будет создаваться на государственные деньги, то там, конечно, должны присутствовать не только православные, но и другие религиозные организации. Ведь Россия - многоконфессиональное государство.
- Будете ли вы в качестве председателя Конференции католических епископов России встречаться с представителями администрации президента, членами Межрелигиозного совета, с Патриархом Алексием II? В прессе высказывались мнения, что архиепископ Кондрусевич не слишком в этом преуспел...
- Вряд ли у нас будут какие-то большие прорывы на этом поприще. По развитию контактов со светскими властями архиепископ Тадеуш Кондрусевич, по-моему, делал очень много. Я не смогу делать больше, хотя бы в силу того, что нахожусь не в Москве, а в Новосибирске. Но, конечно, я просто обязан буду иметь такие контакты и буду в этом плане что-то предпринимать.
- Вы являетесь римско-католическим епископом в Новосибирске, и в вашу епархию входят приходы латинского обряда, но недавно Папа Римский Иоанн Павел II подчинил вам все приходы византийского (восточного) обряда в России. Каковы в этой связи перспективы развития русского католичества восточного обряда? И как вы собираетесь осуществлять свою пастырскую деятельность по отношению к униатам?
- На территории моей епархии с центром в Новосибирске проживают достаточно много греко-католиков. В этом регионе позиции восточного католичества сильны, так как начиная с 1990-х годов там наряду с общинами латинского обряда в органах юстиции были зарегистрированы также и греко-католические приходы. Поэтому и сегодня оставлять людей без епископского окормления Церковь не может.
На остальной территории России больших организованных греко-католических общин очень мало, но они есть. В силу этого круг моих пастырских забот теперь значительно расширится. Хочу отметить, что Католическая Церковь - Вселенская и объединяет людей разных национальных культур и религиозных традиций.
- Ваше Преосвященство, вы принадлежите к ордену иезуитов. Как вы, живя в Советском Союзе, стали иезуитом?
- В 1975 году я из Караганды приехал в Литву и там вступил в "Общество Иисуса", как называется орден иезуитов. Деятельность всех католических орденов на территории СССР в то время была запрещена, поэтому вся жизнь монашествующих велась подпольно. В 1979 году я поступил в семинарию, но даже ректор не знал, что я иезуит. В 1984 году меня рукоположили в сан священника, но даже тогда о моей принадлежности к ордену никто не знал.
- А кто вас принимал в "Общество Иисуса"?
- Литовская провинция ордена вынуждена была уйти в подполье в 1949 году. Многие из иезуитов прошли через тюрьмы и лагеря. Среди них был священник-иезуит Йонас Данила, который был настоятелем литовской провинции. Под его руководством я прошел духовную подготовку, был послушником, а затем принес монашеские обеты. Но все это было тайно и сокрыто от посторонних глаз.
- В русском языке слово "иезуит" имеет негативный оттенок. Что для вас значит быть иезуитом в России?
- Впервые об иезуитах я узнал еще в детстве по книге "Наследник из Калькутты". Я старался читать ее между строк, так как там про иезуитов сказано много нехорошего.
Мне кажется, что иезуит в XXI веке - это прежде всего прекрасно образованный священник. По моему мнению, иезуиты в России в области просвещения могли бы сделать много полезного.