В Москву 20 января с частным визитом прибыл президент Эстонии Арнольд Рюйтель. Этот визит стал возможным исключительно благодаря посредничеству Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Он пригласил главу Эстонии для участия в торжественной церемонии вручения премий международного фонда "Единство православных народов". Фонд, патронируемый Алексием II, наградил президента своей высшей наградой "За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов".
Арнольд Рюйтель был назван лауреатом этой премии еще в марте 2004 года на ежегодном собрании учредителей Международного фонда. Алексий II отметил, что эта премия является достойной оценкой вклада Арнольда Рюйтеля в процесс нормализации положения Московского Патриархата в Эстонской Республике. Кроме того, Патриарх сказал, что "в течение десяти лет я не имел возможности посетить свою малую родину, так как правительство Эстонии во главе с господином Мартом Лааром и глава государства Леннарт Мери, которые пришли к власти после восстановления самостоятельности Эстонии, были настроены крайне негативно против России, испытывали патологическую ненависть ко всему русскому, ко всему, что исходит из Москвы".
Алексий II действительно отказывался посетить Эстонию до тех пор, пока Эстонская Православная Церковь в юрисдикции Московского Патриархата (ЭПЦ МП) не была официально зарегистрирована властями. Это едва ли могло произойти без личного участия президента республики Арнольда Рюйтеля.
Заинтересованность Патриарха в нормализации отношений между Россией и Эстонией вполне объяснима. Алексий II родился и вырос в этой стране. Будущий Патриарх (в миру Алексей Михайлович Редигер) родился в Таллине 23 февраля 1929 г. Здесь он начал свое церковное служение сначала в качестве приходского священника, а затем - правящего архиерея Таллинской епархии Московского Патриархата.
Став в 1990 г. главой Русской Православной Церкви (РПЦ), Алексий II является не только первым лицом в Русской Церкви, но и одним из первых официальных лиц России. Именно поэтому для Патриарха стало делом чести сделать все зависящее от него, чтобы урегулировать взаимоотношения России и Эстонской Республики, которые на протяжении последних 15 лет носят достаточно сложный характер. Тем более досадно для Патриарха то, что Эстония для РПЦ является одной из болевых точек. Здесь столкнулись интересы Московского и Константинопольского Патриархатов, что в середине 1990-х гг. привело к так называемой "эстонской схизме".
Причины конфликта между Москвой и Константинополем вокруг Эстонии были заложены еще в 20-е гг. XX в. Когда Эстония стала независимым государством, местный православный епископ Александр (Паулус), воспользовавшись предоставленной Патриархом Тихоном автономией, обратился к Константинопольскому Патриархату с просьбой принять Эстонскую Церковь в свою юрисдикцию. Под властью Константинополя православные эстонцы находились с 1923 по 1940 г.
Перед началом Второй мировой войны, в 1940 г., после того как Эстония была аннексирована СССР, все православные приходы были вновь переведены в подчинение Московской Патриархата. В период немецкой оккупации православные разделились на тех, кто продолжал считать себя членами Эстонской Церкви, а это касалось в большей степени эстонцев, и тех, кто оставался верен Русской Православной Церкви, то есть русских. При этом стоит отметить, что как в период перед Второй мировой войной, так и в настоящее время большая часть православных граждан Эстонии - русские.
В 1990-е гг., когда Эстония вновь обрела свою независимость, заложенные ранее противоречия в эстонском православии привели к расколу. Часть эстонских приходов выступила за восстановление автономной Церкви под юрисдикцией Вселенского Патриархата. Константинополь учредил 20 февраля 1996 г. Эстонскую Апостольскую Православную Церковь (ЭАПЦ) под своей юрисдикцией. Москва расценила этот шаг как вмешательство Константинополя во внутрицерковную жизнь РПЦ и попытку Вселенского Патриарха захватить Эстонскую Православную Церковь. Это привело к временному разрыву отношений между двумя Церквами.
В апреле 1996 г. представители двух сторон встретились в Швейцарии для урегулирования сложившейся конфликтной ситуации. В результате этой встречи было достигнуто специальное соглашение, допускающее параллельное существование в Эстонии двух православных Церквей. Причем верующим было предложено самостоятельно решать, принадлежать ли им к Эстонской Церкви, находящейся в юрисдикции Вселенского Патриархата, или оставаться в лоне Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата.
Антироссийски настроенные власти республики признали наследницей довоенной Православной Церкви Эстонии именно ЭАПЦ. И, как следствие, все права на церковное имущество Таллинской епархии были переданы представителям именно этой Церкви.
В течение почти 8 лет эстонские власти под любым предлогом отказывались регистрировать ЭПЦ МП, что, в свою очередь, создавало серьезные препятствия для нормальной деятельности Церкви. Прежде всего это касалось проблем, связанных с владением земельными участками и недвижимостью.
Только после прихода к власти в сентябре 2001 года президента Арнольда Рюйтеля, являющегося по вероисповеданию православным, ситуация для РПЦ изменилась к лучшему. При содействии главы эстонского государства Московской Патриархии удалось добиться регистрации ЭПЦ МП. Что, в свою очередь, наконец позволило ей законно оформить имущество, которое находилось де-факто в ее собственности.
Однако некоторые имущественные вопросы до сих пор остаются неурегулированными. Между тем ЭПЦ МП - вторая по числу верующих религиозная организация в стране после Евангелическо-Лютеранской Церкви. Так, на ноябрь 2003 года число верующих Таллинской епархии РПЦ МП, которую возглавляет митрополит Корнилий (Якобс), составило около 150 тыс. человек, число верующих в ЭАПЦ - лишь 20 тысяч.
Отношения между двумя Церквами на данный момент оставляют желать лучшего. Накануне визита Арнольда Рюйтеля в Москву глава ЭАПЦ митрополит Стефан (Хараламбидис) обвинил Московский Патриархат в создании напряженности между православными в Эстонии. Он считает, что положение православия в Эстонии является, мягко говоря, ненормальным. По мнению митрополита, "внешне все выглядит так, будто между нами все вопросы решены, но на самом деле они вовсе не решены. На нашу Церковь оказывается страшное давление, и не только на уровне Эстонии, но и на международном уровне".
Несмотря на то что визит Арнольда Рюйтеля в Москву не был официальным, по крайней мере так отмечалось в заявлении посла Эстонии в России, тем не менее Арнольд Рюйтель встретился с Владимиром Путиным. В Патриарших покоях Кремля во время разговора Алексия II с Рюйтелем президент России неожиданно присоединился к их беседе, поздравив главу Эстонии с присуждением премии. Президенты обсудили будущий визит эстонского президента в Москву в связи с предстоящим 9 мая празднованием 60-летия Победы над фашистской Германией.
Несмотря на то что эта встреча не внесла окончательной ясности в вопрос участия лидеров Балтийских государств в юбилейных торжествах в Москве, этот визит явно свидетельствует о постепенном налаживании отношений между Российской Федерацией и Эстонской Республикой.
Активное участие Алексия II в политическом диалоге между Москвой и Таллином, его дипломатические усилия по сближению двух стран укрепляют его роль как переговорщика не только на внешнеполитическом поприще. Это и укрепление позиций РПЦ на международной арене, и мощный фактор влияния на церковно-политическую ситуацию в самой Эстонской Республике. Визит Арнольда Рюйтеля в Москву со всей очевидностью доказывает, что в Эстонии РПЦ имеет значительное преимущество в конкурентной борьбе с Константинопольским Патриархатом.