- Ваше Преосвященство, как бы вы могли прокомментировать выступление Патриарха Алексия II на собрании духовенства Московской епархии, где он среди прочего говорил о неспособности некоторых священнослужителей противостоять коммерциализации?
- Когда речь идет о коммерциализации, то имеется в виду прежде всего сам дух наживы, когда священник во главу угла ставит не пастырское служение, а стремление заработать, получить деньги или какое-то большое пожертвование.
- Подобного рода критика, направленная на духовенство, прозвучала впервые?
- Церковь всегда была открыта к обсуждению своих собственных недугов. Просто некоторые внутрицерковные проблемы не всегда выносились на суд широкой общественности.
- Эти "недуги" относятся к духовенству в той же мере, что и к обычным людям?
- Духовенство - это люди, которые были воспитаны в нашей стране и в нашем обществе. И, к сожалению, негативные черты и веяния времени присущи и им. Однако есть люди, которые очевидным образом поступают против совести, а есть те, которые стремятся к положительным целям, но которым не хватает и знаний и понимания. Некоторые священники просто подражают негативным примерам, которые видят вокруг. И иногда не вполне подходящим для Церкви образом пытаются находить нужные им, пусть и на благое дело, средства.
Патриарх обратил свою критику на священнослужителей, действующих по старым хозяйственным шаблонам, которые существовали еще в советское время. Именно тогда были установлены определенные тарифы на требы. В советское время хозяйственной жизнью в Церкви управляли не священнослужители, не епископы, а старосты - ставленники райисполкомов или горисполкомов. Они вели хозяйственную деятельность зачастую не в пользу Церкви.
- На основании чего строится бюджет храмов и приходов в целом?
- Бюджет приходов основывается в большинстве случаев на пожертвованиях прихожан. Как правило, подавляющее большинство храмов не ведет никакой хозяйственной деятельности. Городские храмы более застрахованы от разного рода сложностей. Однако есть бедные сельские храмы, годовой доход которых не превышает и 30 тыс. рублей.
Если говорить об общей экономической ситуации в Церкви, можно употребить аналогии из экономической жизни нашей страны, разделяющие регионы на дотационные и регионы-доноры. Большая часть храмов Русской Православной Церкви - это сельские храмы, которые можно отнести к категории дотационных, нуждающихся в помощи. В ряде епархий существует механизм перераспределение средств: часть средств, полученных от городских приходов, направляется на поддержку сельских.
- В некоторых московских храмах можно увидеть перед свечным ящиком тарифы на церковные таинства и требы, и это достаточно распространенная практика...
- Патриарх и говорил о том, что это недопустимо. У людей возникает впечатление, будто бы Церковь торгует таинствами. Слова Патриарха были обращены прежде всего к московскому духовенству. Но это не означает, что проявление корысти является типичным для большинства храмов Москвы. Это не типичная ситуация для Церкви, но, безусловно, проблемы есть, так как всегда есть люди, которые оказываются нестойкими к соблазнам жизни.
- Многие приходы существуют за счет платы за совершения таинств и треб, и если целиком отказаться от взимания этой платы, то за счет каких средств будет существовать Церковь?
- Патриарх говорил о том, что основой всего является пастырская работа священника с прихожанами. И если люди увидят, что батюшка действительно старается, "горит", он никогда не останется без куска хлеба.
- А кто определяет зарплату священнослужителям?
- Зарплата священникам определяется в зависимости от финансовых поступлений, которые имеет приход. При этом выплачиваются какие-то деньги работающим в храме, требуются также средства на поддержание самого храма и на социальную работу. Я вспоминаю, как Патриарх на одном из предыдущих Епархиальных собраний зачитывал списки тех храмов, которые недостаточно занимаются социальной деятельностью и не оказывают помощь нуждающимся приходам.
- Существует ли в Церкви какая-либо финансовая отчетность?
- В Московской епархии существует специальная ревизионная комиссия, которая время от времени проверяет финансовую деятельность приходов и дает отчет Патриарху. Ревизии осуществляются в основном в отношении тех приходов, которые совершают недостаточные отчисления в бюджет Церкви, либо недостаточно занимаются социальной деятельностью. Совершаются и плановые посещения ревизионной группой приходов Москвы, по результатам которых выносятся решения. В ряде случаев настоятели тех или иных приходов, допускающие какие-то финансовые злоупотребления, наказываются.
- Для активной миссионерской работы и для содержания воскресных школ настоятель храма должен уметь изыскивать немалые средства, другими словами, быть неплохим менеджером. Так ли это?
- Я считаю, что священник должен быть прежде всего христианином. Если пастырь хороший, то к нему приходят верующие и жертвуют на храм, на Церковь. И это принципиально. Однако если дух менеджерства возобладал в священнике, то у прихожан пропадает желание что-то жертвовать. Люди хотят видеть в священнике человека, который мог бы их выслушать и поддержать, а не священника-менеджера.
Коммерциализация - болезнь нашего общества. Некоторые священники поддаются этой болезни, потому что не получают необходимых средств для содержания храма. Не всегда прихожане проявляют сознательность и понимают, что поддержание храма, социальная деятельность является делом всей общины, а не только одного священника. Было бы правильно, если бы прихожане жертвовали какую-то сумму денег на храм не принудительно, а добровольно и сознательно.
- В некоторых европейских странах священнослужители получают зарплату от государства, приемлемо ли это для России? Должно ли государство в экономическом плане поддерживать Церковь?
- Существуют разные модели церковно-государственных отношений, и в ряде стран государство действительно выплачивает зарплату священникам и часть собираемых налогов переводит на нужды Церкви. В России Церковь отделена от государства и не претендует на государственный статус. Я считаю, что Церковь должна быть независимой от государства в экономическом плане. Поэтому вряд ли это тот путь, к которому нужно стремиться. Но государство должно помогать Церкви в ее социальном служении, в реставрации храмов.
- Может ли Церковь в нынешних условиях отказаться от взимания платы за требы, за совершение таинств?
- Во многих храмах это уже происходит, не берется плата за совершение таинств, особенно за крещение. Отменены ценники на свечи. Люди ставят свечи и опускают ту сумму, которую они считают для себя приемлемой. Такие опыты есть. Как правило, результат оказывается такой, что там, где священник ревностно несет свое служение и отказывается от всех "ценников" и "тарифов", доходы храма не только не уменьшаются, а наоборот, возрастают.