В Государственном историческом музее (ГИМ) 30 ноября - 1 декабря прошел симпозиум "Проблемы изучения истории Русской Православной Церкви и современная деятельность музеев". Заседания открыл директор ГИМа Александр Шкурко, отметивший, что подобная дискуссия впервые организуется в стенах подведомственного ему крупнейшего музея страны.
"Тот факт, что вместо планировавшегося первоначально круглого стола, - подчеркнул директор во вступительном слове, - мы пришли к идее проведения симпозиума, как более масштабной и плодотворной формы научной дискуссии, сам по себе характерен... Настоящий симпозиум поможет обнаружению новых форм взаимодействия, озвучивая как современный опыт отдельных регионов, так и неизвестные примеры из истории подобного сотрудничества".
Наиболее важные доклады касались преимущественно основных проблем изучения церковной истории и стали логичным предисловием к основной теме дискуссии. Сергей Кравец, руководитель церковно-научного центра "Православная энциклопедия", отметил сложность сбора и обработки документальных данных по истории Церкви XX в. Центр для подготовки своего издания проводит грандиозную работу по отделению "зерен от плевел", а именно легенд и мифов, часто создаваемых устной традицией, от подлинных примеров святости, которыми богата история Церкви. Кравец также отметил недостаток грамотных специалистов-историков, пишущих по православной тематике.
Затем были прочитаны доклады, непосредственно посвященные музейной практике. В них можно было отметить четкую тенденцию. Казалось бы, поставленная проблема заранее диктует разделение докладчиков на сторонников преобладания в данной духовно-культурной сфере светских музеев, рассказывающих в своих экспозициях о роли православия в истории, и тех, кто ратует за главенство церковных учреждений (в частности, храмов с функциями памятника и епархиальных музеев). Но еще более яркой стала дифференциация выступавших на понимающих реальные и потенциальные функции Церкви в современной культуре и на совершенно ими пренебрегающих.
Основная теоретическая проблема, возникшая на симпозиуме, заключалась не в естественном для современного общества различии идеологических позиций и научных подходов выступавших, а в непонимании многими из них назначения и ряда характерных особенностей Церкви, выступающей одновременно как в роли объекта для изучения, так и субъекта, с которым исследователи пытаются установить диалог. Уже одно выявление этих проблем позволяет отнести подобную инициативу ГИМа по проведению симпозиума весьма полезной.