Во время поездки в Калмыкию 21 октября Владимир Катренко, председатель Парламентской комиссии Государственной Думы РФ по проблемам Северного Кавказа, заявил о том, что возглавляемая им комиссия будет содействовать визиту Далай-ламы XIV в Россию. Как выяснилось, с этой инициативой депутаты уже обратились в МИД РФ "для того, чтобы исправить положение, которое складывается по вине отдельно взятых бюрократов".
По-видимому, заместитель руководителя фракции "Единая Россия" Владимир Катренко имел в виду некоторых чиновников внешнеполитического ведомства России. Напомним, что официальная позиция МИДа по этому вопросу была предельно четкой и всегда соответствовала общему курсу китайско-российских отношений. Официальный Пекин до последнего времени резко выступал против поездки Далай-ламы в Россию, усматривая в активной международной деятельности лидера буддистов политическую подоплеку и обвиняя его в посягательстве на территориальную целостность КНР. Министерство иностранных дел РФ, чтобы не осложнять отношения с китайским правительством, отказывалось удовлетворить религиозные потребности российских буддистов, не выдавая Далай-ламе визу на въезд в Россию.
После официального визита Владимира Путина в Китай, который проходил с 14 по 16 октября, российские буддисты вновь обрели надежду на то, что ситуация изменится к лучшему и Далай-лама сможет посетить хотя бы Калмыкию и Бурятию, население которых исповедует буддизм и лишено возможности общения со своим духовным лидером. Напомним, что последний раз глава тибетского "правительства в изгнании" посещал Россию в 1992 году.
Во время своего визита Путин и председатель КНР Ху Цзиньтао утвердили специальный план действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой на 2005-2008 годы. В документе, в частности, выражена решимость сторон содействовать налаживанию диалога и сотрудничества между ведущими религиозными конфессиями России и Китая. По-видимому, именно этот договор в дальнейшем сможет посодействовать разрешению сложившейся проблемы. Ху Цзиньтао несколько лет был партсекретарем Тибетского автономного района и не понаслышке знаком с тибетской проблематикой.
Шансы Далай-ламы посетить РФ в обозримом будущем увеличиваются еще и благодаря переговорам между тибетским "правительством в изгнании" и китайскими властями. Вопрос о возможности приезда Далай-ламы в Россию непосредственно связан с результатами ведущихся вот уже несколько лет переговоров о возвращении Далай-ламы в Тибет.
В обмен на лояльность Пекину и признание Тибета суверенной частью Китая Далай-лама рассчитывает получить возможность свободно перемещаться не только по территории Китая, но и по всему миру, включая, конечно, и территорию России. Поверенные Далай-ламы пытаются прийти к соглашению с Пекином, которое позволило бы ему вернуться в Лхасу, столицу Тибета, в качестве полноправного религиозного лидера. В сентябре этого года делегацию тибетцев в Пекин возглавил представитель лидера буддистов в Вашингтоне Лоди Гьяри. Это уже третий по счету визит Гьяри в Китай.
Все это свидетельствует о том, что Далай-лама действительно отказался от своих претензий к Пекину и смирился с тем, что Тибет стал частью КНР. Об этом свидетельствует и интервью, недавно опубликованное в журнале Time. В нем Далай-лама заявил, что "Тибет как часть Китая сможет получить больше преимуществ, чем если бы он стал независимым".
Далай-лама признает, что экономически отсталому Тибету выгоднее оставаться в составе Китая, который располагает необходимым опытом и технологиями для освоения богатой природными ресурсами обширной территории Тибета. Он также отметил и некоторые позитивные изменения, которые сейчас происходят в Китае, что, по его мнению, позволяет Тибету оставаться в составе КНР. Это заявление Далай-ламы, который для многих уже превратился в символ борьбы за независимость, не могло не вызвать отрицательную реакцию многих тибетцев, живущих по всему миру.
В преддверии очередных Олимпийских игр, которые пройдут в Китае в 2008 году и по идее их организаторов станут символом демократических преобразований в стране, официальный Пекин заинтересован в разрешении тибетского вопроса. Но пока власти Китая не спешат разрешить Далай-ламе вернуться домой, по-видимому, опасаясь авторитета, которым пользуется духовный лидер буддистов во всем мире. Сам Далай-лама, несомненно, понимает всю сложность вопроса и не ожидает скорого прорыва в переговорах с Пекином, ведь в Поднебесной дела так быстро не решаются.