Древние византийские каноны повелевают раз в году собираться церковным Соборам. Это правило, как и прочие "преданья старины глубокой", твердо соблюдают русские старообрядцы. Даже в эпоху гонений (а староверов преследовала то царская, то советская власть) в Москве, в Рогожском поселке, проходили Соборы Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ). На Соборах всегда присутствовали не только епископы и священники, но и миряне - делегаты со всей огромной России, без участия которых в Старообрядческой Церкви не принимается ни одно решение.
Так было и на очередном Соборе, проходившем 19-22 октября под председательством главы РПСЦ, Митрополита Московского и всея Руси Андриана (Четвергова), сменившего у церковного кормила власти Митрополита Алимпия (Гусева, 1929-2003), управлявшего Церковью с 1986 года. Митрополит Андриан, став во главе Церкви в феврале этого года, успел объездить всю Россию и побывать в ближнем зарубежье (на Украине и в Молдавии). Во время своих поездок Митрополит не только общался с верующими, но также встречался с представителями светской власти и Русской Православной Церкви (РПЦ).
Выступая с докладом на открытии Собора, Митрополит Андриан отчитался перед своей паствой и наметил некоторые перспективы развития Церкви в ближайшем будущем. Именно этот доклад стал наиболее примечательным событием Собора. В докладе Митрополит заявил, что главная цель его поездок по стране - "на личном опыте познакомиться с реальным положением церковных дел".
Результаты поездок не удовлетворили Митрополита: "По общему впечатлению, приходская жизнь в регионах чаще всего ограничивается совершением уставного богослужения, кое-где к этому еще добавляются заботы о ремонте действующего или о строительстве нового храма. Еще далеко не везде созданы и действуют воскресные школы, недостаточно широко ведется проповедническая работа со взрослым населением┘ Эти болезненные явления возникли не сегодня, но это не значит, что Церковь готова терпеть их и далее".
Поэтому Митрополит предложил Собору обсудить проблему внешней активности Церкви и меры, способные поднять престиж старообрядчества в современном мире: "Старообрядцы пока еще не привыкли проявлять свою духовную активность во внешнем мире, удовлетворяясь тем, что государство наконец-то оставило их в покое и предоставило возможность заниматься своими проблемами. Однако очевидно, что такие настроения ведут к самоизоляции, ослаблению и вырождению. Это положение нужно решительно менять".
Впрочем, вырываясь из замкнутого круга многовековой самоизоляции, староверы не собираются объединяться с Московским Патриархатом (МП), взявшим на себя роль собирателя Русских Церквей. Открытый призыв к объединению старообрядцев и "новообрядцев" прозвучал на недавнем Архиерейском Соборе РПЦ в докладе митрополита Кирилла (Гундяева), председателя Отдела внешних церковных связей МП: "Нельзя признать собирание Русской Церкви завершенным, пока мы не объединимся во взаимном прощении и братском общении во Христе с исконной ветвью русского православия".
На эти слова Митрополит Андриан отреагировал достаточно определенно. Высказавшись за "честный, откровенный обмен мнениями", он заявил: "Появившиеся опасения о неоправданном сближении и тем более объединении с РПЦ совершенно безосновательны и неуместны. Ни объединение, ни даже разговоры о нем не входили и не могут входить в наши планы".
Таким образом, уклонившись от объятий РПЦ, староверы в очередной раз продемонстрировали свой твердый характер, закаленный столетиями гонений и борьбы за существование.