Продолжительный архипастырский визит Митрополита Андриана (Четвергова), главы Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ, Белокриницкое согласие), в ряд регионов России завершился 28 сентября на Волге, в Самарской области.
Некогда Самарская губерния была одним из важнейших центров Белокриницкого согласия и в Самаре находилась кафедра старообрядческого епископа. Крупные общины староверов этого согласия существовали во всех уездных городах губернии, а ряд сел и деревень вплоть до 1917 года были населены преимущественно, а то и исключительно, "белокриницкими" старообрядцами.
Но закрытие храмов, репрессии, миграционные процессы существенно ослабили позиции РПСЦ в Самарской области. В настоящее время на ее территории официально зарегистрированы только три общины этой Церкви: в Самаре, Тольятти и Сызрани.
Визит Митрополита Андриана, несомненно, стал важным событием в жизни староверов Самарского края. Первый и единственный визит главы Русской Старообрядческой Церкви в Самару состоялся в 1913 году. Тогда Архиепископ Иоанн (Картушин) приезжал в город на закладку храма во имя Казанской иконы Божией Матери. Символично, что с визитом Митрополита Андриана самарская община РПСЦ связывает свои надежды на возвращение этой церкви.
Величественный каменный храм "белокриницкая" община начала строить в 1913 году на земле, пожертвованной старообрядкой, почетной гражданкой Самары Марией Саниной. В 1915 году церковь была построена, в ней начались службы, а в 1929 году ее закрыли. С тех пор община не имеет своего храма и молится по домам. Староверы не раз обращались к городским властям с просьбой вернуть им Казанскую церковь, но эти просьбы не были услышаны.
При советской власти здание храма было передано заводу, затем приватизировано. В нынешнем году город наконец выкупил его у прежнего владельца, но┘ тут же заявил о передаче храма Самарской епархии Русской Православной Церкви (РПЦ).
21 мая на храм спешно водрузили кресты, о чем поспешили рассказать все городские телеканалы. Однако среди горожан это известие не вызвало эйфории. Спорной ситуации вокруг старообрядческого храма был посвящен ряд газетных публикаций в местной и центральной прессе (в том числе и в "НГР"), причем симпатии журналистов были явно на стороне староверов, которые представили властям кипу архивных документов, подтверждающих их права на храм, и в очередной раз попросили о его возвращении.
Ситуация сразу же попала под контроль Митрополии РПСЦ. Уже через несколько дней после водружения крестов Митрополия передала в Отдел внешних церковных связей РПЦ документы, касающиеся спорного храма. В июне в Самару был направлен представитель Митрополии, диакон Димитрий Мартышин, который провел ряд встреч с властями. Совет Митрополии РПСЦ, состоявшийся 4-6 августа в Москве, одобрил действия по возвращению самарского храма.
В то же время Митрополит Андриан лично обратился к губернатору Самарской области Константину Титову и к мэру Самары Георгию Лиманскому с посланиями, в которых просил вернуть церковь общине. Однако власти промолчали.
И вот глава РПСЦ лично прибыл в Самару. Из аэропорта Митрополит направился в областную администрацию, где встретился с министром культуры Самарской области Ольгой Рыбаковой, которая заявила, что руководство области рассматривает попытку городских властей передать старообрядческий храм епархии РПЦ как досадную ошибку. Она заверила Митрополита, что областные власти поддерживают требование Старообрядческой Церкви о возвращении храма общине.
После этого состоялась встреча Митрополита с городскими властями. Положение, в котором при этом оказались власти, завидным не назовешь - попытка передать храм Самарской епархии обернулась скандалом. Но Казанская церковь - это не просто объект муниципальной собственности, оно только что приобретено у владельца. Выкупить здание и передать его РПЦ - это понятно. Но выкупить здание для староверов? Конечно, по Конституции все религиозные организации равны, но не до такой же степени!
Городские власти заверили Митрополита, что старообрядческая церковь не будет передана Самарской епархии, но просили учесть, что город выкупил здание для того, чтобы разместить в нем не только храм, но и самарское отделение Международного фонда славянской письменности и культуры. Власти предложили рассмотреть возможность размещения при старообрядческом храме самарского отделения фонда или иной культурной организации, цели и задачи которой не противоречат убеждениям староверов.
Казанская церковь очень обширна и помимо собственно храма имеет просторные помещения, в которых когда-то размещались школа, библиотека и архив старообрядческой епархии. Вероятно, предложенный городскими властями вариант использования здания наиболее приемлем. Да и сама община хочет принимать участие в проектах, посвященных истории и культуре Самарского края.