В Москве 22 сентября состоялось заседание Межрелигиозного совета России (МСР), в котором приняли участие представители традиционных религиозных объединений: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Кирилл (Гундяев), председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, главный раввин России Адольф Шаевич (КЕРООР), главный раввин России Берл Лазар (ФЕОР) и представитель Традиционной буддийской сангхи Санжей-лама.
Заседание МСР было посвящено событиям в Беслане и обсуждению проблем, связанных с развитием межрелигиозного диалога. Осудив международный терроризм, религиозные деятели выступили с неожиданным заявлением. Они предложили правительству исключить День примирения и согласия (7 ноября) из перечня государственных праздников, заменив его Днем национального единства (4 ноября). Новый праздник будет напоминать россиянам об освобождении Москвы от польско-литовских интервентов ополчением Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина 4 ноября 1612 года. Как сообщает информационное агентство "Благовест-инфо", митрополит Кирилл заявил, что предложение МСР тесно связано с осуждением терроризма, поскольку новый праздник будет способствовать объединению граждан "поверх национальных и политических границ".
В специальном заявлении МСР, направленном в адрес президента, премьер-министра и председателей обеих палат парламента, разъясняется: "Необъявленная террористическая война против нашего народа, по замыслу ее вдохновителей, должна породить хаос, неверие в Россию и ее будущее... Мы должны победить в этой войне и мы победим, если будем едины". Но, по мнению религиозных деятелей, "гражданское единение, к которому мы стремимся и которое нам так необходимо, было на долгие годы разрушено в день трагического разделения России 7 ноября 1917 года... Этот день положил начало Гражданской войне, в которой брат обращал оружие на брата, сын - на отца. Этот день так и не стал, да и не мог стать днем согласия и примирения... Приверженцы коммунистической идеологии по-прежнему отмечают в этот день годовщину октябрьских событий 1917 года. Люди иных взглядов, в том числе верующие, воспринимают эту дату отчужденно. А молодежь не понимает смысла назначенного на этот день праздника".
Религиозные деятели заявляют, что, хотя российская история богата другими датами, более достойными воспоминания и празднования, "сегодня нет ни одного государственного праздника, посвященного знаменательным датам огромного исторического периода истории России до 1917 года". Проявив завидное знание истории, члены МСР вспомнили, что именно "события 4 ноября 1612 года" дают нам "неоценимый пример единого сплава духовного, патриотического и ратного свершения". Поэтому, уверены они, "празднование 4 ноября в память преодоления Смутного времени, проникнутое идеями согласия и устремленности к единству, действительно способно и в наше время сплотить весь народ".
Спору нет, далеко не все считают день 7 ноября красным днем календаря. Возможно, его не нужно праздновать, но чем его заменить? Решение праздновать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов никак нельзя назвать удачным. Несмотря на то что некоторые религиозные деятели полагают, что это предложение не может стать поводом для конфронтации, есть серьезные сомнения в том, что новый праздник сможет сплотить весь народ.
Предложенный День национального единства будет носить ярко выраженный религиозный характер, ведь, как всем известно, 4 ноября (22 октября по старому стилю) Русская Церковь отмечает почитаемый православным народом праздник Казанской иконы Божией Матери. Однако Россия страна не только многих народов, но и многих вер. По данным последней переписи населения, в ней проживают 72 тысячи поляков и 45 тысяч литовцев. Что будут праздновать они в этот день?
Государство обязано уважать и учитывать пожелания не только православных, но и верующих других конфессий, не говоря уже о неверующих. Вряд ли создание нового государственного праздника "на основе" праздника религиозного поможет достижению национального единства, если только не понимать это "единство" в духе великодержавной формулы графа Уварова "православие, самодержавие, народность".
Кроме того, новый праздник будет носить подчеркнуто национальный характер. К изгнанию польско-литовских интервентов из Москвы причастен только русский народ, поэтому только он сможет праздновать 4 ноября 1612 года как День национального единства. Но что отмечать в этот день татарам, башкирам или калмыкам, не говоря уже о поляках и литовцах?
Но почему надо обязательно что-то отмечать именно в ноябре? Не лучше ли праздновать День национального единства в день Бородинской битвы? Ведь 7 сентября (26 августа по старому стилю) на Бородинском поле плечом к плечу сражались с воинством Наполеона почти все народы России.
Нельзя не заметить и историческую ошибку, связанную с датой 4 ноября. В этот день ополченцы Минина и Пожарского взяли штурмом только Китай-город, а окончательное освобождение Москвы - изгнание поляков из Кремля - произошло 9 ноября (27 октября), спустя пять дней.
Кроме того, возводя день 4 ноября в ранг государственного праздника религиозные деятели как бы предлагают узаконить то, что А.С. Пушкин деликатно определил, как "спор славян между собою, домашний старый спор", то есть многовековую неприязнь русских и поляков. Ни для кого не секрет, что в исторической перспективе у двух народов немало претензий друг к другу. Причем за этими претензиями отчетливо проступают не только противостояние двух стран и двух культур, но и конфликт между католицизмом и православием. Таким образом, становится очевидным некий антикатолический характер нового праздника.
Возможно, предложение Межрелигиозного совета связано с тем, что в нем не представлены католики. Но не исключено, что в будущем членом МСР станет глава российских католиков архиепископ Тадеуш Кондрусевич или его приемник. В его присутствии будет как-то неловко отмечать 4 ноября как всенародный праздник с антикатолическим уклоном. Ведь никому не приходит в голову приглашать муфтия Равиля Гайнутдина на юбилей взятия Иваном Грозным Казани!
Впрочем, несмотря ни на какие "но", инициативу религиозных деятелей уже поддержали депутаты Государственной Думы: секретарь генсовета "Единой России" Валерий Богомолов, заместитель руководителя фракции "Родина" Александр Бабаков и вице-спикер Думы, лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Предлагая внести в государственные святцы День национального единства, парламентарии собираются исключить из них День Конституции (12 декабря). Кажется, в нашей стране национальное единство важнее Основного закона. А также российско-польских отношений, которые могут осложнить неожиданное предложение МСР. Это становится особенно актуально в свете недавнего визита в Россию президента Польши Квасьневского, накануне которого некоторые эксперты высказали мнение, что Польша может отказаться от закупок российской нефти. Причина - расстрел польских офицеров в Катыни и прочие старые и новые российско-польские обиды. Стоит ли в такой сложный политический момент объявлять национальным праздником день изгнания поляков из Москвы? Впрочем, как сказал Козьма Прутков, "при виде исправной амуниции презренны все конституции"!