Лидеры крупнейших мусульманских религиозных организаций на прошлой неделе объявили о создании Объединенного совета духовных управлений мусульман России по противодействию экстремизму и терроризму.
В заявлении, подписанном председателем Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаилом Бердиевым, председателем Совета муфтиев России (СМР) Равилем Гайнутдином и председателем Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ) Талгатом Таджуддином, говорится, что мусульманские лидеры "видят насущную необходимость" в создании организации по противодействию таким "богопротивным явлениям", как терроризм и экстремизм.
"Мы неоднократно заявляли и решительно заявляем вновь, что террористы и бандиты не имеют ничего общего с исламом. В наших глазах, в глазах всех мусульман, они никогда не были и не будут героями и шахидами, погибшими за веру, они останутся бандитами и преступниками", - подчеркивается в документе.
Участники совета убеждены, что усилия государства, всех здоровых сил общества, в том числе мусульман, по противодействию экстремизму и терроризму "помогут народам России сохранить прочный мир, единство и согласие".
Самое интригующее в этом событии то, что в новую структуру вошли духовные лидеры, которые до сих пор находились далеко не в лучших отношениях друг с другом. Как известно, Талгат Таджуддин и Равиль Гайнутдин не раз обвиняли друг друга в поддержке нетрадиционных исламских движений. Координационный центр мусульман Северного Кавказа некоторое время лавировал между двумя враждующими муфтиями.
Первый шаг к примирению был сделан муфтием Талгатом Таджуддином, который несколько месяцев назад заявил, что намерен впредь отказаться от обвинений в адрес Совета муфтиев России. Впрочем, другого выхода у него и не было. Напомним, что год назад Таджуддин лишился поддержки властей после того, как призвал верующих к джихаду против США. По некоторым данным, многие входившие в ЦДУМ мусульманские общины стали переходить в СМР. Чтобы сохранить хоть какое-то влияние, Таджуддину не оставалось ничего другого, как отказаться от борьбы с Гайнутдином, которому он явно уступает по степени популярности среди верующих.
И вот теперь духовные лидеры решили окончательно забыть все распри и объединиться для борьбы с терроризмом и экстремизмом. По-видимому, на их решение во многом повлияла недавняя гибель Ахмада Кадырова. Многолетнее противостояние и постоянные взаимные обвинения в поддержке ваххабизма заметно дискредитировали в глазах властей всех участников конфликта. Скорее всего муфтии опасались, что после теракта в московском метро и убийства Кадырова власти всерьез займутся "чисткой рядов" в мусульманском сообществе России. Поэтому не дожидаясь жестких действий со стороны Кремля, духовные лидеры решили сами навести порядок среди своей общины. Муфтиям необходимо было прежде всего продемонстрировать свою готовность бороться с терроризмом, ради чего они даже готовы отказаться от борьбы за единоличное лидерство в российском исламе. Впрочем, эффективность их действий вызывает некоторые сомнения, поскольку официальное духовенство вряд ли сможет всерьез повлиять на последователей радикального ислама.