Можно ли книгу, написанную два с половиной столетия назад, рассматривать с точки зрения соответствия современному законодательству? Тем более если она принадлежит перу основателя целого религиозного движения? Российские власти полагают, что можно и даже нужно.
Савеловский суд удовлетворил 20 апреля представление прокурора Москвы Анатолия Зуева о признании в качестве экстремистской литературы "Книги единобожия", автором которой является основатель ваххабизма Мухаммед ибн Сулейман ат-Тамими (Мухаммед ибн Абдаль Ваххаб). В 1999 году против генерального директора некоммерческого партнерства "Издательский дом "Бадр" Тахира Абдурахманова было заведено уголовное дело по ст. 282 ч. 1 УК РФ (возбуждение религиозной вражды) по факту издания и распространения книги ат-Тамими. Потом дело закрыли, сочтя, что в действиях Абдурахманова не было злого умысла.
Однако прокуратура твердо решила добиться запрета на издание самой книги. В сообщении пресс-службы прокуратуры говорится, что "с целью изучения смысловой направленности текста данной книги и идей, которые в ней высказываются и пропагандируются следствием, было проведено несколько судебных экспертиз. Заключения экспертов подтвердили, что в исследуемой литературе содержатся положения, прямо направленные на возбуждение в обществе религиозной нетерпимости и вражды".
По мнению следствия, "в соответствии с положениями Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" указанная книга может быть отнесена к экстремистской литературе, так как ее содержание направлено на осуществление экстремистской деятельности, а также обосновывает и оправдывает необходимость осуществления такой деятельности". Суд доводы прокуратуры принял, и теперь "Книгу единобожия" запрещено издавать и распространять на территории РФ.
Среди российских мусульман действительно немало экстремистов. И если в центре России властям еще удается сдерживать радикальные настроения, то регионы порой оказываются бессильны перед исламистами. Причем речь идет далеко не только о республиках Северного Кавказа. Например, издаваемая в Удмуртии газета "Саф Ислам" ("Чистый ислам") в момент захвата чеченскими террористами театрального комплекса в Москве в 2002 году совершенно открыто выразила солидарность с чеченским народом в его "борьбе за свои права на жизнь" и даже предложила переименовать Ярмарочную площадь Казани в площадь Шахидов.
Опасения по поводу распространения экстремистских идей звучат и со стороны мусульманского духовенства. Еще осенью прошлого года заместитель муфтия Татарстана Валиулла Якупов заявил, что в центре России следует ожидать всплеска активности ваххабитов. Однако он считает, что бороться с ваххабизмом нужно не путем запретов, а развивая структуру исламского духовного образования в России.
На сегодняшний день приверженность ваххабизму с точки зрения федерального законодательства не является преступлением. Но распространено мнение, что в числе последователей этого радикального исламского движения экстремистов на порядок больше, чем в любом другом. Впрочем это отнюдь не означает, что каждый приверженец ваххабизма непременно должен быть экстремистом, так же как среди христианских фундаменталистов не все становятся на путь экстремизма. Между тем понятие "ваххабизм" все чаще используется в качестве синонима экстремизма.
Подобная терминологическая путаница приводит к тому, что в экстремизме можно обвинить тех мусульман, которые в реальности не имеют к нему никакого отношения. Ситуация осложняется еще и тем, что обвинения в поддержке ваххабизма зачастую используются в качестве инструмента междоусобной борьбы между различными исламскими центрами. Не стоит также забывать, что ваххабизм является официальной государственной идеологией Саудовской Аравии, с которой Россия поддерживает дипломатические отношения.
Запрет книги "отца" ваххабизма косвенно дает основания для обвинения в пропаганде экстремизма всех последователей этого исламского течения. Однако парадокс заключается в том, что на тех же основаниях можно усмотреть признаки экстремизма в священных писаниях практически всех мировых религий. И Библия и Коран в той или иной мере "разжигают религиозную рознь", поскольку проповедуют явное превосходство своей веры над всеми остальными. Так что последовательная борьба с религиозным экстремизмом может завести очень далеко.
В современном политкорректном обществе культивируется миф о том, будто бы мировые религии абсолютно толерантны по отношению друг к другу, а все радикальные движения являются не более чем попытками использовать веру в политических целях. Однако в действительности это не так. Практически любая мировая религия в тот или иной исторический период не могла удержаться от искушения покорить мир не только проповедью, но и мечом. Многие не могут удержаться от него и сейчас. И относится это отнюдь не только к исламу.
Ни для кого не секрет, что Джордж Буш, находящийся под сильным влиянием американских христиан-евангелистов, зачастую оправдывает войну в Ираке, ссылаясь на некую божественную миссию США. По мнению некоторых западных аналитиков, именно вера президента в то, что американская демократия - это дар Божий, является основой его решения начать войну в Персидском заливе.
Практика показывает, что толерантность является в религиозном мире скорее исключением, чем правилом. Поэтому запрет на издание трудов основателей каких-либо радикальных религиозных движений вполне оправдан, но его эффективность вызывает некоторые сомнения. Не исключено, что такие меры лишь озлобят и без того не слишком мирных последователей этих движений и вряд ли существенно помешают проповеди их идей.