Президент Тайваня Чэнь Шуй-бянь на встрече с тайваньскими католиками 3 февраля этого года неожиданно пообещал, что предложит правительству объявить западное Рождество национальным праздником. При этом президент пояснил, что принятие такого решения нуждается в одобрении большинства населения страны.
Заявление Чэнь Шуй-бяня прозвучало накануне президентских выборов, которые должны состояться 20 марта. Можно предположить, что оно весьма обрадовало тайваньских христиан. Но его пикантность состоит в том, что ссылки на правительство и мнение народа фактически избавляют Чэнь Шуй-бяня от всякой ответственности за исполнение своего обещания. Нетрудно предугадать, что большинство жителей Тайваня, которые не относят себя к христианам (как и сам президент), выступят против формального празднования Рождества.
А пять с половиной миллионов тайваньских буддистов могут пойти еще дальше, потребовав ввести другой государственный праздник - день рождения Будды, или буддийский Новый год. Правда, введению такого праздника может помешать один трудный вопрос: когда родился Будда?
По преданиям, основатель буддизма родился 2547 лет назад. Однако точный день и месяц рождения Будды неизвестны. Поэтому время наступления буддийского Нового года разнится в зависимости от традиций отдельных стран и народов. Например, китайские, корейские и вьетнамские буддисты отмечают Новый год по лунному календарю в январе или феврале, тогда как тибетские буддисты (равно как и российские) празднуют его на один месяц позднее. Японцы, в том числе буддисты, давно отмечают Новый год по григорианскому календарю 1 января, а жители Бирмы, Лаоса, Камбоджи, Таиланда и Шри-Ланки отмечают праздник в течение трех дней в середине апреля.
Многие буддисты Махаяны отмечают день рождения Будды в 8-й день пятого лунного месяца, или за 7 дней до полнолуния. Но последователи буддизма Тхеравады в этих же странах, а также отчасти в Индонезии, Малайзии и Вьетнаме, отмечают рождение, просветление и уход в нирвану Будды в один день - в первое полнолуние мая. Правда, в високосные годы празднование приходится на июнь. Этот праздник называется Весак (санскр. - Вишакха) - по названию месяца в индийском календаре.
В Таиланде Новый год по буддийскому календарю ("Сонгкран") празднуется с 13 по 15 апреля. Пышные торжества сопровождаются новогодними поздравлениями ("саваади би май!") и массовыми обливаниями водой, которая символизирует ритуальное очищение от прошлогодней грязи и всяческих напастей. Эта традиция основана на легенде о том, что Шакьямуни был омыт при рождении теплой и холодной водой. Примерно таким же образом празднуют и жители соседней с Таиландом южнокитайской провинции Юньнань.
Японские буддисты, следуя древним записям о жизни Шакьямуни, переведенным на китайский язык с санскрита, отмечают день рождения Будды 8 апреля. При этом, подобно народам Юго-Восточной Азии и юга Китая, они также обливают статую Будды водой или чаем. С конца XIX века эта церемония получила в Японии название Цветочного праздника ("Хана мацури") в память о богатом цветами саде Лумбини (на границе с Индией и Непалом), где, по преданию, родился Шакьямуни.
На Тайване празднование дня рождения Будды не сопровождается массовыми народными гуляниями. Но в последние годы власти острова устраивают специальные торжества для многочисленных рабочих из Таиланда. Как правило, этот "импортированный Сонгкран" устраивается на стадионах в северной (уезд Таоюань) и южной части острова (уезд Гаосюн). Празднование, на которое собираются десятки тысяч тайских контрактников, включает всевозможные представления, костюмированные шествия, конкурсы красоты, ярмарки и лотереи. Разумеется, дело не обходится и без всеобщего обливания водой, счастливыми жертвами которого оказываются не только тайцы, но также местные жители, случайные прохожие и даже охраняющие общественный порядок тайваньские полицейские.