Прошел год с тех пор, как Москву покинул дипломатический представитель Ватикана в ранге нунция - архиепископ Георг Цур. Его пребывание в Москве было не слишком долгим и сопровождалось событиями, которые для дипломатов часто чреваты концом карьеры.
Причина его отзыва в Рим была абсолютно прозрачна. Именно в его бытность нунцием в Москве руководство Римско-Католической Церкви приняло решение о создании в Москве митрополии во главе с архиепископом Кондрусевичем, а также о создании на территории России трех римско-католических епархий. В этой связи архиепископу Цуру досталась тяжелая миссия - довести эти решения Папы Римского до сведения светских и церковных властей России.
Пришлось ватиканскому дипломату, скрепя сердце, ехать на Смоленскую площадь и в Данилов монастырь, чтобы, исполнившись лукавства, как бы невзначай сообщить, что вот, дескать, Папа решил изменить статус апостольских администратур и теперь у вас в России вместо них будут епархии во главе с митрополитом. Предполагалось, что российская сторона все это стерпит, смирится перед авторитетом Римского Первосвященника, побоится портить отношения с Церковью, которая оказывает гуманитарную помощь России. Однако все получилось иначе.
Эффект для Ватикана был неожиданным. Сначала с резким протестом выступила Московская Патриархия, а затем прозвучало и соответствующее заявление МИДа. Разразился дипломатический скандал. И без того достаточно сдержанные отношения России и Ватикана оказались под вопросом, а взаимоотношения Русской Православной и Католической Церквей были на время заморожены.
Таким образом, несчастный архиепископ Цур оказался "козлом отпущения": на него была возложена вся вина за провал ватиканской политики в России. Естественно, что его судьба как дипломата в Москве была предрешена: его должны были отозвать в Рим как не справившегося с заданием внешнеполитического ведомства.
При этом мало кто знает, что именно ему удалось избавить Католическую Церковь в России от большего скандала. Лишь его дипломатические усилия предотвратили постановку российской стороной вопроса о пересмотре регистрационных документов Церкви, где в Уставе говорилось о регистрации всего лишь трех апостольских администратур, а изменение их статуса, естественно, требовало и изменения Устава, и перерегистрации. Таким образом, Католическая Церковь в России как религиозная организация могла на неопределенно долгое время остаться вообще без регистрации. Однако Цуру удалось убедить российские власти этого не делать...
Немецкий католик, бывший гражданин ГДР, архиепископ Цур не одобрял эти достаточно рискованные шаги Ватикана. Он прекрасно понимал, что результат всех этих авантюр будет ничтожный, и Католическая Церковь гораздо больше от этого потеряет, чем выиграет.
Среди руководителей Ватиканской миссии в Москве были представители разных национальностей: итальянцы, американцы, немцы, но, как правило, должности первых секретарей нунциатуры занимали поляки, игравшие при них роль комиссаров или замполитов. Именно таким надзирающим оком при архиепископе Цуре был ватиканский дипломат монсеньер Томаш Грыса. О роли поляков в Римской Курии и во внешнеполитическом ведомстве Ватикана, о борьбе в Ватикане двух партий, одна из которых состоит из поляков, плотной стеной окружающих дряхлеющего на глазах Папу Войтылу, "НГР" писала в # 3 от 19.02.03. Именно эта партия всячески подталкивает Иоанна Павла II на конфликт с Московским Патриархатом. Стоит обратить внимание и на то, что Государственный секретариат Ватикана в значительной степени заполнен кадровыми дипломатами-поляками, которые по вполне понятным причинам отчаянно борются за влияние в Римской Курии и конкурируют с итальянцами.
Напомним, что в январе 2003 года, уже после того, как архиепископ Цур покинул Москву, и незадолго до прибытия на его место нового нунция - итальянца Антонио Меннини, монсеньер Грыса, будучи временным поверенным в делах, сделал очень странное заявление.
В нем ватиканский дипломат заявил, что на Ватикан оказывается давление с целью, чтобы Папа Римский изменил свое решение, назначив на Иркутскую кафедру не Ежи Мазура, лишенного въездной визы в Россию, а другого епископа. Грыса утверждал, что Ватикан никогда не меняет свои решения и Мазур сможет управлять Иркутской епархией даже из Польши. Однако уже в апреле нынешнего года на место Ежи Мазура был назначен новый епископ - Кирилл Климович... Вот такая странная ватиканская дипломатия, когда "правая рука не знает, что делает левая".
Нынешней осенью покинул Москву и горе-дипломат Томаш Грыса. Но будет ошибкой думать, что интриги ватиканской дипломатии на этом закончились. Слишком высоки ставки, сделанные руководством Римско-Католической Церкви в отношении России, где Римская Церковь хочет всемерно утвердиться и застолбить здесь свою каноническую территорию.
Недавно "НГР" в # 19 от 5.11.03 писала о назначении Папой Римским тайного кардинала, имя которого держится в строгом секрете. Там же рассказывалось, что этим кардиналом может быть и нынешний римско-католический митрополит в Москве архиепископ Тадеуш Кондрусевич. Что ж, подобная версия не так далека от реальности. Напомним, как еще в годы советской власти, когда Латвия была одной из республик СССР, Иоанн Павел II решил проверить реакцию Кремля и неожиданно объявил, что апостольский администратор Рижской епархии Юлианос Вайводс является кардиналом Святой Римской Церкви...
Так что подобных сюрпризов от Ватикана вполне можно ждать и сейчас, тем более что среди польской партии в Ватикане всерьез обсуждают возможность продвинуть на папский престол еще одного поляка.
По аналогии с Папой Войтылой, который был выбран в качестве кардинала из коммунистической Польши, польская партия выдвигает на этот раз - кого бы вы думали? - архиепископа Кондрусевича! Героя и подвижника католичества в православной Москве. Если это случится, а вероятность такая есть, Кремлю и Московскому Патриархату будет трудно отказать новому Понтифику в праве посетить свою паству в России, что, конечно, поставит Москву в достаточно затруднительное положение.
При этом некоторые высокопоставленные иерархи в Ватикане всерьез полагают, что если Папой Римским станет московский католический митрополит, то это поможет объединению двух Церквей: ему-де будет проще найти общий язык с Патриархом всея Руси. По мысли ватиканских стратегов, единство двух Церквей крайне необходимо в условиях наступления секуляризма и безбожия, а также в связи с вызовом, который брошен христианству со стороны ислама. Мысль сама по себе правильная и, по-видимому, даже хорошая, но может ли она быть достигнута столь авантюрными методами? Вот в чем вопрос!
От редакции: корреспондент "НГР" обратился в секретариат Тадеуша Кондрусевича с просьбой рассказать о перспективах архиепископа стать Папой. Однако там от комментариев отказались, сославшись на то, что Кондрусевича нет на месте.
Санкт-Петербург