Совсем недавно Папа Римский Иоанн Павел II торжественно объявил о назначении 31-го нового кардинала. При этом один из них стал обладателем этого сана намного раньше, получив тайное назначение, называемое "cardinalis in pectore". Это латинское выражение означает, что его имя Римский Первосвященник хранит в своем сердце, и оно остается в тайне для всех прочих. Почему же кроме официально назначенных высших сановников Римской Церкви есть еще и тайные члены кардинальской коллегии? Обладают ли они особыми правами и обязанностями, участвуют ли в заседаниях коллегий кардиналов и могут ли входить в состав конклава при выборах нового Папы Римского?
Действительно, в Римско-Католической Церкви существует давняя традиция тайного назначения кардиналов. Кардинал может быть назначен тайно (in pectore) лично Папой Римским, и в этом случае имя этого кардинала никогда и никому не сообщается. Согласно традиции, Понтифик помещает листок бумаги с именем тайного кардинала в особый конверт, лично запечатывает его и хранит до тех пор, пока его имя не будет объявлено официально. А до того времени он не имеет знаков кардинальского отличия и не пользуется соответствующими правами. Только в том случае, если Римский Первосвященник пожелает огласить его имя, он получает официальное назначение и занимает законное место в кардинальской коллегии. Единственной привилегией тайного кардинала является только то, что началом его пребывания в коллегии считается дата не официального, а тайного назначения.
Назначение тайного кардинала чаще всего (но далеко не всегда) получают иерархи Католической Церкви в тех странах, где Церковь подвергается преследованиям и не может функционировать полноценно. Делая подобное назначение, Папа Римский таким образом признает, хотя и в тайной форме, заслуги иерарха и подчеркивает его особое значение, не подвергая при этом опасности его жизнь и не навлекая на него репрессий со стороны местных властей.
Если Понтифик, совершивший тайное назначение кардинала, умирает, не огласив его имени, оно по-прежнему остается неизвестным, а назначение теряет силу. Этот кардинал может войти в состав коллегии кардиналов лишь в том случае, если новый Папа Римский, так и не узнав о тайном назначении, вновь остановит на нем свой выбор.
В последний раз имена тайных кардиналов оглашались в 2001 году. Ими оказались иерархи тех государств, которые в прошлом входили в состав СССР, - это архиепископ Львовский Мариан Яворский и архиепископ Рижский Янис Пуятс. До этого, еще при советской власти, Иоанн Павел II тайно возвел в сан кардинала литовского епископа Винцентаса Сладкявичуса.
Имена новых кардиналов были объявлены в конце сентября, но официальный обряд состоялся месяц спустя. Естественно, появилась масса предположений о том, кто же этот таинственный избранник. Вряд ли речь идет о епископе Гонконга Цзэнь Цзэцюне, потому что католический иерарх из другой коммунистической страны - епископ Хошиминьвиля (Сайгона) Фам Минь Ман стал кардиналом вполне официально. Гипотеза о том, что тайный кардинал живет в исламской стране, тоже отпадает, потому что среди "открытых" кардиналов есть Габриель Зубье Уако, епископ Хартума в Судане, где христиане на юге страны жестоко преследуются исламским правительством. Им также не может быть и Телесфор Пласидус Топпо из епархии Ранчи (Индия), где индуисты преследуют христиан.
Многие западные обозреватели предполагают, что кардинал "in pectore" - это глава российских католиков архиепископ Тадеуш Кондрусевич, а его назначение держится в тайне, чтобы не обострять отношения с Московским Патриархатом. Однако все может быть гораздо проще: обычно не разглашаются фамилии кардиналов, служащих в ватиканской администрации. В таком случае можно почти с уверенностью сказать, что это личный секретарь Папы Станислав Дзивиш.
Знаком кардинальского достоинства является красная шапка. Обычай ее вручения кардиналам был впервые введен Папой Иннокентием IV в 1245 году. Красный цвет одежд кардинала символизирует его готовность пролить кровь в защиту интересов Церкви. Однако тайный князь Церкви кардинальскую шапку или мантию носить не может и уж тем более не может участвовать в выборах нового главы Церкви. Узнаем ли мы когда-нибудь имя тайно назначенного кардинала, покажет время. Как известно, все тайное когда-то становится явным.