В рамках XIII Экономического форума (4-6 сентября) в курортном местечке Крыница (Польша), который западные эксперты окрестили "восточноевропейским Давосом", прошло заседание международного круглого стола на тему "Европа и ислам". На нем обсуждались актуальные вопросы, связанные с "исламским вызовом" современному европейскому сообществу. Круглый стол заинтересовал не только научные круги, но и СМИ.
В ходе работы круглого стола, на котором с изложением своего видения проблемы выступили и российские участники, звучали идеи переосмысления как некоторых положений исламской традиции, так и отношения к исламу и мусульманам со стороны Европы. О необходимости отхода от старых стереотипов, рисующих мир ислама исключительно в "кроваво-черной цветовой гамме", убедительно говорил известный польский востоковед, директор Высшей школы коммуникации в Варшаве, Войцех Гельжинский, ратовавший за принципиальный отказ от применения практики двойных стандартов в отношении мусульманского мира.
Для польской общественности, внимательно наблюдающей за тем, как развиваются события в Ираке, где расквартирован контингент польских миротворцев, обращение к исламской теме имеет далеко не академический характер. В ходе работы круглого стола польские представители выразили обеспокоенность в связи с затягиванием миротворческой операции. Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко рассказал о модернизационных процессах в мусульманской умме и необходимости создания новой межцивилизационной дипломатии. По мнению известного эксперта, изучение исламского фактора не должно отдаваться на откуп некомпетентным и случайным лицам, всегда привносящим большую долю субъективности и тенденциозности.
С интересом было встречено выступление представителя мусульманского сообщества России Фарида Асадуллина, заведующего отделом науки Московского муфтията. Он предложил посмотреть на проблему "Европа и ислам" не только с точки зрения послевоенных миграций этнических мусульман из Магриба, Турции и других арабо-мусульманских государств, но главным образом с позиций понимания ислама как высшей и интегральной формы монотеизма. Такой взгляд, по его мнению, даст возможность вывести межрелигиозный диалог из тупика взаимных богословских претензий. В этом смысле большой потенциал заложен, например, в реализации положений Второго Ватиканского Собора, который признал ислам "нехристианской формой монотеизма".
В завершение круглого стола Алексей Малашенко высказал мысль о том, что "мир должен видеть в исламе не угрозу, а процесс, с которым в условиях глобализации нельзя не считаться".