- Ваше Высокопреосвященство, в Казахстане существует многомиллионная русская община. Православие является там не только верой, но и способом национальной самоидентификации. Какую роль, на ваш взгляд, играет в таких условиях церковный иерарх?
- Согласно последней переписи 1998 года, население Казахстана составляет 15 миллионов человек. За последние 10 лет население убавилось на 2 миллиона человек, в основном за счет возвращения на историческую родину немцев, греков, белорусов, украинцев и русских. Однако и ныне в Казахстане проживают около 6,5 миллиона русских, украинцев, белорусов и иных народов, потенциально принадлежащих к русской культуре, а значит, нуждающихся в душепопечении с нашей стороны. Как показывает жизнь, процесс миграции населения все еще продолжается, и это отрицательно сказывается на устроении церковной жизни.
У православного епископата Казахстана, а в республике кроме меня совершают свое служение еще два иерарха - архиепископ Уральский и Гурьевский Антоний (Москаленко) и епископ Чимкентский и Акмолинский Елевферий (Козарез), те же архипастырские заботы, что и у архиереев в России. К ним относятся совершение богослужений и проповедь Евангелия, различные епархиальные дела, посещение приходов и монастырей и многое другое. Все это можно назвать свидетельством православия в условиях жизни среди иного по национальности и вероисповеданию коренного этноса Республики Казахстан.
Если же говорить об Астанайской епархии, которую я возглавляю с мая 2003 года, то ее можно назвать первенствующей по отношению к двум другим казахстанским епархиям, так как она включает в себя кроме четырех областей еще две столицы: северную - Астану и южную - Алматы, а также является центром митрополичьего округа. В соответствии с этим мне приходится представлять русское православие перед лицом государства.
- Каков нынешний канонический статус митрополичьего округа в Казахстане? Ведь решение о его образовании должно быть одобрено Архиерейским Собором РПЦ, который состоится только в следующем году.
- Создание на территории такого обширного государства, как Казахстан, митрополичьего округа, объединяющего все три казахстанские епархии, отвечает насущным запросам времени. Организация округа, несомненно, будет способствовать координации действий в области взаимоотношений с государственными структурами, межрелигиозному и межконфессиональному диалогу, религиозно-просветительской, издательской, социальной деятельности епархиальных управлений и их соответствующих отделов.
- Как вы оцениваете дальнейшие перспективы церковно-государственных отношений в Казахстане?
- В Казахстане проживают в общей сложности более 130 наций и народностей. Гражданское общество здесь отличается неповторимым колоритом евразийской цивилизации, большим разнообразием религиозных традиций. Благодаря взвешенной политике руководства республики и прежде всего президента Нурсултана Назарбаева с его стремлением сделать Казахстан демократическим государством, между ними удается сохранить взаимоуважение.
Гарантом в реализации прав граждан на свободу вероисповедания служит Закон Республики Казахстан "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях". Этот закон, наряду с другими благоприятными условиями функционирования религий в Казахстане, открывает религиям и конфессиям широкие возможности сотрудничества друг с другом, государством, республиканскими и международными общественными организациями.
- Как вы оцениваете сегодняшнее состояние взаимоотношений между православной, мусульманской и иудейской общинами Казахстана?
- За четыре столетия совместного проживания мусульман и православных в Казахстане отношения между ними сложились добрососедские и терпимые. Достаточно часто встречаются смешанные браки. Представители как православного, так и мусульманского духовенства принимают совместное участие в общегражданских мероприятиях, призывая народ к миру, взаимоуважению и согласию.
Правда, есть некоторые политики, которые пытаются утвердить мнение об антагонизме между мусульманами и христианами. Поэтому наш долг - с глубоким уважением относиться к казахскому народу и его традициям. События жестокого и кровавого ХХ века убедительно свидетельствуют о щедрости души казахского народа, приютившего на своей земле многие народы, разделившего с ними хлеб и кров, давшего им возможность сохранить свои традиции, язык и веру.
Ныне, когда в многонациональном казахстанском обществе появляются люди, проповедующие крайний национализм и экстремизм, нам надлежит ясно видеть в этом дела врага рода человеческого и отца лжи - диавола, всегда сеющего раздор, зависть, злобу, разделение. От одной крови сотворил Господь весь род человеческий (Деян. 17:26), все мы - дети Адама и Евы и через них дети Единого Бога. В осознании этого единства и в уважении национальных особенностей других народов состоит жизненная задача православных людей, поставленная перед нами Богом. Как сказал апостол Павел, "все у вас да будет с любовью" (1Кор. 16:14), и, "если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми" (Рим. 12:18).
- Практически одновременно с РПЦ о создании своей митрополии в Казахстане объявила Римско-Католическая Церковь. Почему, по вашему мнению, Ватикан пошел на это, заранее зная о том, что подобный шаг вызовет негативную реакцию со стороны Московского Патриархата? Как это решение Ватикана скажется на дальнейшем развитии отношений между католиками и православными в Казахстане?
- Три православные епархии, находящиеся на территории республики, входят в юрисдикцию Московского Патриархата, и потому учреждение католических епархий в Казахстане является попранием канонической территории Русской Православной Церкви. Понятие канонической территории не является изобретением Русской Церкви, появившимся по каким-либо идеологическим мотивам. Оно следует из канонической традиции древней нераздельной Церкви.
Существует правило, признанное как Восточной, так и Западной Церковью: "В одном городе - один епископ". Это означает, что на территории, окормляемой одним епископом, не может быть власти другого законного епископа. Данный принцип на протяжении многих столетий соблюдается как в Православной, так и в Католической Церкви. Хотя, бывали и исключения. Можно вспомнить эпоху Крестовых походов, когда на христианском Востоке была учреждена параллельная католическая иерархия, считавшая своим долгом осуществлять миссию среди местного населения, включая обращение православных в католичество.
Второй Ватиканский Собор, назвав Православную Церковь "Церковью-сестрой", признал тот факт, что у православных есть каноническая территория, на которой они совершают свое служение. Ватикану не следовало бы оспаривать принцип канонической территории еще и потому, что, ссылаясь на него в своих отношениях с католиками, православные тем самым продолжают считать католические церковные структуры связанными общими для обеих Церквей каноническими нормами Древней Церкви.
Именно этим обстоятельством объясняется столь негативная реакция Русской Церкви на создание новых католических епархий в России и Казахстане, в отличие, например, от похожих действий различного рода сектантских групп, которые не связываются в православном сознании с Церковным преданием. Действия Рима воспринимаются православными как откат к экклезиологии времен Крестовых походов, как практический отказ от наследия Второго Ватиканского Собора, а значит, и от эпохи диалога и сотрудничества.
- На 23-25 сентября в столице Казахстана Астане запланирована встреча лидеров основных мировых религий. Какое участие в этом форуме планирует принять Русская Православная Церковь?
- Казахстан не в первый раз становится инициатором проведения подобных встреч. И это не случайно. Мудрая и взвешенная политика государства, ориентированная на добрососедские отношения, стремится найти пути к достижению согласия и мира. Русская Православная Церковь открыто и с готовностью вступает в диалог с представителями других религий, исповедуя основополагающие принципы человеческих отношений - толерантность, взаимоуважение и миролюбие.