0
1383
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

20.08.2003 00:00:00

Ответный ход - за исламом

Алексей Малашенко

Об авторе: Алексей Всеволодович Малашенко - профессор МГИМО МИД РФ, член научного совета Московского Центра Карнеги.

Тэги: путин, малазия, оик, вступление, последствия, ислам


В ходе плодотворного визита в Малайзию Владимир Путин заявил, что Россия хотела бы вступить в Организацию Исламская Конференция (ОИК). В прошлый четверг во время встречи с послом РФ по связям с ОИК и другими международными исламскими организациями Вениамином Поповым президент еще раз подтвердил, что имеет вполне серьезные намерения на этот счет. Он заявил, что Россия готова взять на себя обязательства финансового характера, необходимые для вступления в ОИК. Впрочем, по словам Попова, при вступлении России в ОИК в качестве наблюдателя "не предусматривается никаких финансовых обязательств и взносов".

После недолгого изумленного молчания начались комментарии. Одни эксперты полагают, что этот акт ничего хорошего нам не принесет, а напротив, окажется новой головной болью. ОИК, созданную еще в 1969 г., критикуют, как правило, за излишне лояльное отношение к терроризму, за устаревшую позицию в ближневосточном конфликте, за зависимость от Саудовской Аравии и т.д. Другие ищут в заявлении Путина скрытый смысл, например, попытку поспособствовать урегулированию чеченского конфликта или укрепить российское влияние накануне выборов в Азербайджане. Рассуждают и о том, как отразится инициатива Владимира Владимировича на российско-американских отношениях.

Возможно, дело обстоит гораздо проще и, так сказать, естественнее. Помните, как в связи с Афганистаном и Ираком в США и Европе все дружно заговорили о том, что исламу и мусульманам следует уделять больше внимания, о важности перестройки отношений между мусульманским и христианским сообществами, как пригласили на саммит во французском Эвиане лидеров ведущих мусульманских государств, таких как Малайзия, Алжир, как Вашингтон выступил с программой создания зоны свободной торговли на Ближнем Востоке? А какие суммы были выделены на образование и религиозное просвещение мусульман? (Бытует мнение, что просвещение убережет мусульман от экстремистских наклонностей, хотя, заметим, бен Ладен пошел в террористы отнюдь не по невежеству.)

Похоже, что малайзийский демарш Путина есть не что иное, как стремление приобщиться к процессу христиано-мусульманской перестройки. И с этой точки зрения его слова уже не выглядят экстравагантными. Напротив, именно РФ с ее 20-миллионным мусульманским сообществом вполне располагает возможностями для начала подобной реконструкции. Только надо помнить, что процесс этот растянется не на несколько лет, но на несколько поколений. Однако надо же когда-нибудь начинать.

Конъюнктурное на первый взгляд предложение Путина на деле представляется серьезным.

Во-первых, сама попытка России вступить в ОИК есть наведение еще одного, пусть и весьма специфического моста с мировым мусульманством. Даже находясь в статусе наблюдателя (а на иное страны с мусульманским меньшинством не могут рассчитывать по Уставу ОИК), Россия оказывается в гуще "исламских событий".

Во-вторых, она неизбежно будет выполнять почетную, но нелегкую миссию "герольда" евро-христианского мира, своего рода выразителя его "усредненной" позиции.

В-третьих, вступление России в ОИК создает прецедент для таких стран, как Франция, Германия, Великобритания, где также проживают миллионы мусульман.

В общем, как ни крути, вступлением в ОИК Россия может (если сумеет) повысить свою значимость и подтвердить особое место в мировой политике, на которое она претендует.

Однако мы размечтались. Пропуск России в ОИК пока никто не давал. Как не пустили туда в свое время Индию, повязанную конфликтом в Кашмире. Для России такой преградой становится Чечня. Однако пока ОИК занимает в отношении Чечни сдержанную позицию и не собирается признавать независимость гордой Ичкерии.

От заурядной прагматики перейдем к проблемам более "философичным". Проникновение в ОИК можно рассматривать и в контексте поиска Россией ее геокультурной идентичности. Задача выглядит более конкретно: политически зафиксировать частичную принадлежность России к мировому мусульманству.

Мусульманская элита России приветствует слова президента. В случае успеха повышается статус мусульманской уммы (общины), усиливается ее роль в принятии политических решений. В этом нет ничего страшного, хотя бы потому, что наши муфтии и мусульманские политики, способные при необходимости время от времени заявлять о собственном, отличном от официального мнении, в большинстве своем настроены конформистски.

Россия не первый раз прощупывает подходы к ОИК. Известно, например, что в середине 1990-х годов об этом говорил Евгений Примаков. Идею вступления России в ОИК так же безуспешно озвучивал Союз мусульман России, когда во главе его стоял недавно застреленный Надир Хачилаев. Теперь вот сам Путин.

Надо признать, что окружение нашего президента не обременено знанием ислама и мусульман. Но на этот раз, хвала Аллаху, советники могут попасть в десятку. Время покажет, были ли слова Путина экспромтом или взвешенным решением.

Президент РФ разыграл интересный гамбит. Ход теперь за исламом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
303
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
340
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
1849
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
2061

Другие новости