0
1860
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

02.07.2003 00:00:00

Ревность не по разуму

Тэги: Эдельштейн, письмо, Путин, Церковь, КГБ


В Священном Писании есть слова: "Гневаясь, не согрешайте". Эта максима предостерегает человека, особенно верующего, от ошибок и от поспешных суждений, как правило, чрезвычайно эмоциональных и необдуманных.

Недавно в средствах массовой информации появилось открытое письмо священника Костромской епархии Русской Православной Церкви, члена Московской Хельсинкской группы Георгия Эдельштейна к президенту РФ Владимиру Путину. В нем священник, известный своими многократными критическими выступлениями в адрес церковных и светских властей еще со времен перестройки в СССР, уже в который раз поднимает вопрос о связи иерархов и духовенства Русской Православной Церкви (РПЦ) с органами КГБ. Понятное дело, что речь идет о делах давно минувших дней. Уже более десяти лет в России не существует КГБ, а Церковь живет в условиях беспрецедентной для нее в прошлом, даже дореволюционном, свободы. Более того, все государственные учреждения и ведомства, включая и российские спецслужбы, прямо или косвенно поддерживают РПЦ и заявляют о своей лояльности официальному православию.

Тем не менее Георгий Эдельштейн вновь поднимает вопрос о том, что среди нынешних высших иерархов РПЦ есть люди, в прошлом связанные тайными узами с КГБ. Священник называет и имена: митрополиты Мефодий, Кирилл, Хризостом и даже сам Патриарх Алексий II.

Для тех, кто давно наблюдает за религиозно-общественной жизнью в России, ничего нового в этом, так сказать, "разоблачении", нет. Еще в 1992 году комиссия Верховного Совета РФ по расследованию деятельности ГКЧП, которую возглавляли депутаты Глеб Якунин и Лев Пономарев, изучила массу архивного материала о деятельности КГБ в советский период и пришла к выводу, что на протяжении всего существования СССР РПЦ в лице ее священно- и церковнослужителей тесно сотрудничала с органами ВЧК, ОГПУ, НКВД, МГБ и КГБ. В последние десятилетия до развала СССР многие священнослужители РПЦ, вовлеченные в зарубежную деятельность, использовались спецслужбами во внешнеполитических акциях советского государства. В докладе комиссии цитировались различные документы, подтверждающие эти выводы, приводились и кодовые имена или псевдонимы агентов, но не было приведено ни одного конкретного имени ныне здравствующего иерарха.

На Западе, против которого работали советские агенты, ни для кого это не было тайной. В изданиях государственного департамента США, посвященных так называемым "активным мероприятиям" КГБ и спецслужб соцстран за рубежом, постоянно указывалось, что представители духовенства из стран коммунистического блока являются политическими агентами и выполняют на Западе поручения своих государств в области внешней политики. Как правило, религиозные деятели выезжали за рубеж в качестве членов неправительственных и церковных организаций. Там же указывалось и на то, что такие организации, как Христианская мирная конференция, Конференция Европейских Церквей и Всемирный Совет Церквей инфильтрированы агентами спецслужб из стран коммунистического блока, а руководство этих организаций, состоящее из граждан западных стран, симпатизирует социалистическим идеям.

Говоря "а", надо бы говорить и "б". К сожалению, комиссия Якунина-Пономарева почему-то сосредоточилась на связях со спецслужбами исключительно иерархов РПЦ. Если бы эти люди не были столь предвзяты, надо было бы говорить, что все иерархи и лидеры других Церквей и религиозных организаций в СССР (включая представителей протестантизма, католицизма, старообрядчества, ислама, иудаизма и буддизма) в равной степени были связаны со спецслужбами, сотрудничали с ними и получали доступ к религиозной деятельности только с санкции этих самых спецслужб. И касалось это не только высшего звена в религиозной иерархии, но и рядового духовенства.

При этом заметна и тенденциозность бывших церковных диссидентов советского времени. Они обстреливают постоянно одни и те же фигуры церковного истеблишмента: Питирим, Кирилл, Мефодий, Алексий II. Единственный, кто открыто признал свою связь со спецслужбами, - это митрополит Виленский и Литовский Хризостом, но он сделал это добровольно и публично, к тому же он иерарх, возглавляющий епархию РПЦ в Литовской Республике, и в его ситуации это, вероятно, был самый логичный ход (напомним, что архивы КГБ в Литве оказались в руках новой власти и там была проведена перлюстрация всех граждан).

Таким образом, обличители руководства Московской Патриархии, упорно повторяя лишь несколько имен не симпатичных им представителей РПЦ, тем самым намеренно не хотят видеть эту проблему относительно других представителей епископата и духовенства, не желают говорить о масштабности этого явления в прошлом, а ведь оно носило тотальный характер...

Стоит отметить и какую-то навязчивость и однообразность в действиях наших религиозных инакомыслящих - они почему-то выбрали эпистолярный жанр, все время пишут письма и остановиться явно не могут, хотя это продолжается уже более 30 лет. Еще в 1965 году священники Глеб Якунин и Николай Эшлиман обратились с письмом о положении религии и Церкви в СССР к председателю президиума Верховного Совета СССР Николаю Подгорному в надежде, что советская власть их услышит, но ответа не получили. Несомненно, это был смелый и честный поступок. Но потом началось их сплошное тиражирование. Правозащитники писали письма и в адрес Папы Римского, и Всемирного Совета Церквей, и американским конгрессменам, и Брежневу и т.д. вплоть до эпохи "перестройки и гласности", когда писали уже Горбачеву. Вероятно, все устройство жизни мыслилось ими по Некрасову: "вот приедет барин, барин нас рассудит".

Теперь о самом письме священника Георгия Эдельштейна. Он, конечно, имеет полное право обращаться с жалобой на иерархов Церкви к президенту, но получается как-то странно, да и в нарушение канонов. Ведь нельзя священнослужителю судиться по внутрицерковным вопросам в гражданском суде. Для этого должен быть суд церковный! Почему президент страны, заявившей о религиозной свободе, должен назначать Патриарха, смещать иерархов по жалобе их клириков и вообще вторгаться в церковную жизнь? Слава Богу, мы живем не в императорской России, когда даже канонизацией святых ведал царь, а священник был такой же госчиновник, как жандарм. Наконец, если отец Георгий не любит РПЦ с ее иерархами, так дурно себя зарекомендовавшими, что же мешает ему перейти в какое-нибудь "альтернативное православие"? Может быть, там иерархи никогда и ни с кем не сотрудничали, а впрочем, кто знает?

Все это было бы грустно, если бы не было смешно. Смешно потому, что наш жалобщик выбрал очень странную инстанцию для своих ламентаций. Жалуясь на агентуру бывшего КГБ в руководстве РПЦ, он почему-то обращается к подполковнику КГБ в отставке и рассчитывает быть услышанным и понятым!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
863
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
897
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
399
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
573

Другие новости