- Олег Орестович, какие проблемы в области защиты религиозных свобод в России являются, на ваш взгляд, наиболее актуальными?
- В обращениях и жалобах граждан, поступающих на мое имя, в числе наиболее распространенных нарушений упоминаются неправомерное воспрепятствование (или ограничение) деятельности отдельных религиозных объединений; распространение в средствах массовой информации недостоверных или порочащих сведений о религиозных объединениях, пропаганда религиозного превосходства; отказ (или волокита) при рассмотрении заявлений религиозных организаций о регистрации или перерегистрации; отказы (или волокита) при рассмотрении заявлений религиозных организаций о возвращении или строительстве культовых зданий и другие.
Так, недавно ко мне обратился настоятель Патриаршего подворья в московской усадьбе Свиблово с жалобой на неправомерное изъятие части помещений подворья для нужд муниципалитета Северо-Восточного административного округа столицы. Мы внимательно ознакомились с жалобой и посчитали необходимым направить ее первому заместителю премьера правительства Москвы Швецовой. Надеемся, что правительство Москвы разберется и что права Русской Православной Церкви на бессрочное и безвозмездное пользование всем комплексом помещений подворья будут восстановлены.
В ходе многочисленных поездок по регионам я не раз встречался с представителями российских конфессий в церквах, мечетях, синагогах, молитвенных домах и духовных центрах, на конференциях и совместных заседаниях с местной администрацией, так что я знаю эту проблематику не понаслышке. В моем рабочем аппарате с ноября 1999 года действует специальный Отдел по религиозным вопросам и культурным правам, который рассматривает жалобы и обращения граждан, религиозных деятелей и организаций.
- Ситуация в этой области улучшается, или, наоборот, есть тенденции к ухудшению? Права каких религиозных организаций нарушаются чаще всего?
- Судя по возрастающему числу жалоб, поступающих в аппарат, к примеру, в 2000 года их было около 100, а в 2002-м - около тысячи, проблемы в сфере соблюдения прав граждан на свободу совести и вероисповедания остаются. Только за 2002 год к нам поступили обращения из 60 субъектов Российской Федерации. Среди заявителей представители православных, мусульманских, католических, адвентистских, баптистских, пятидесятнических церквей и объединений, а также последователи "Свидетелей Иеговы", Армии спасения, Центра сознания Кришны, Саентологической церкви и других.
Наибольший процент составляют жалобы, поступающие от последователей протестантских конфессий и новых религиозных движений. За последний год возросло число коллективных обращений, связанных с отказом во въездных визах священнослужителям Римско-Католической Церкви.
- На какие государственные ведомства чаще всего поступают жалобы по поводу нарушения прав верующих?
- Чаще всего к нам поступают жалобы на органы государственной власти и муниципального управления в субъектах Российской Федерации, которые допускают отступления или нарушения действующего российского законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях.
Мы стараемся также отслеживать информацию печатных и электронных СМИ, чтобы оперативно реагировать на все нарушения прав граждан на свободу совести. В 2002 году, например, мы направили большое число запросов в федеральные и региональные органы власти, правоохранительные структуры по фактам поджогов и осквернения культовых зданий, насилия в отношении священнослужителей и верующих, неправомерных запретов деятельности религиозных объединений.
После нашего вмешательства в ряде случаев удалось добиться восстановления нарушенных прав граждан. Так, религиозная организация евангельских христиан-баптистов в городе Балашиха Московской области получила разрешение на окончание строительства молитвенного здания, которое ранее было неправомерно приостановлено властями; Майкопской и Адыгейской епархии Русской Православной Церкви возвратили монастырский комплекс Афонской Закубанской пустыни, ранее использовавшийся государственными и коммерческими структурами не по назначению.
- Можете ли вы еще привести примеры положительного разрешения жалоб от религиозных организаций и отдельных верующих?
- За три последних года более чем в пятидесяти случаях нам удалось добиться восстановления нарушенных прав граждан на свободу совести.
Приведу примеры. В аппарат поступили многочисленные заявления верующих с жалобами на постановление Законодательного собрания Тверской области "Об упорядочении миссионерской и проповеднической деятельности на территории Тверской области". Я обратился в Минюст РФ с просьбой провести юридическую экспертизу этого документа на предмет его соответствия закону о свободе совести. Поскольку были установлены многочисленные отступления и противоречия Конституции РФ и федеральному законодательству, данное постановление было отменено.
Долгое время нам пришлось разбираться с конфликтом, который возник в городе Родники Ивановской области в связи с распоряжением главы администрации района о разрешении пикетировать мероприятие Церкви адвентистов седьмого дня со стороны иной религиозной организации. Верующие выражали недовольство и тем, что на страницах областной прессы, в листовках и агитационных листках, распространявшихся в городе перед началом мероприятия, пропагандировались идеи религиозного превосходства и нетерпимости. После изучения всех поступивших в рабочий аппарат материалов, учитывая особую важность обеспечения личных прав граждан на свободу совести, я направил обращение в Генеральную прокуратуру России с просьбой проверить законность распоряжений органов местного самоуправления Ивановской области. По заключению областной прокуратуры распоряжение главы Родниковского района было признано незаконным, поскольку его издали в нарушение ряда требований и норм Конституции РФ, Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", Указа президента РФ "О порядке организации и проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования".
Конечно, не во всех случаях нам удается помочь гражданам. Например, Омская областная администрация так и не прислушалась к нашему мнению о необходимости изъятия из обращения изданного ею информационного бюллетеня о религиозных организациях. Как нам сообщали верующие, в нем содержались ложные и порочащие сведения о ряде российских конфессий, что спровоцировало появление публикаций в местной печати, вызвавших возмущение граждан. Обоснованность этих суждений подтвердили члены экспертного совета при уполномоченном, ознакомившиеся с бюллетенем. Однако нам так и не удалось добиться, чтобы вызывающий межконфессиональные трения и напряженность бюллетень переработали в духе конституционных принципов свободы совести.
- Как вы оцениваете Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" 1997 года?
- В основном этот закон отвечает международно-правовым обязательствам России как члена Совета Европы.
Но в нем есть и некоторые положения, которые, на мой взгляд, не вполне отвечают европейскими стандартам в области прав человека. Например, в преамбуле закона вопреки конституционному принципу равенства всех религиозных организаций, по сути, закреплено привилегированное положение отдельных религий.
Помимо этого проводимое в законе различие между религиозными объединениями и религиозными группами ведет к дискриминации отдельных конфессий. В законе также отсутствуют практические гарантии реализации прав на совершение религиозных обрядов в воинских частях, в местах лишения свободы и местах содержания под стражей.
В последние годы неоднократно дебатировался вопрос о внесении изменений в федеральный закон о свободе совести. Думаю, что если и делать это, то без спешки, без популистских заявлений и предложений. Прежде всего следовало бы обобщить практику применения судами действующего законодательства о свободе совести, выявить наиболее распространенные нарушения этих прав как со стороны органов власти и управления, так и со стороны некоторых религиозных объединений. Целесообразно обобщить работу органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства о свободе совести и о религиозных организациях, а также Министерства юстиции РФ и его территориальных органов по контролю за соблюдением религиозными объединениями заявленных уставных целей и порядка деятельности.
Только на этой основе можно ставить вопрос о внесении дополнений и изменений в ныне действующий Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях". При этом следует стремиться к тому, чтобы эти изменения приближали нас к общепризнанным принципам и нормам международного права и соответствовали международным обязательствам России по обеспечению прав человека в сфере свободы совести, а не отдаляли от них.