Глядя на православную церковную жизнь, все чаще убеждаешься в том, что она ужасно похожа на нашу жизнь - светскую и политическую, то есть на жизнь прочих правителей мира сего, с их делением на группировки, кланы и землячества, с взаимной враждой и недоброжелательством. Причем приемы все те же, что и 20-30 лет назад. Вспомним первых секретарей обкомов, которые по мнению ЦК КПСС вели себя слишком самостоятельно или не угодили Центру, и их отправляли послами в какие-нибудь дружественные СССР страны народной демократии.
Точно так же, как в те стародавние времена, Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Патриарха Алексия II без особого шума и объяснения причин принял решение о том, что митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий (Немцов) освобождается от управления свой епархией и назначается управляющим новосозданной Астанайско-Алма-Атинской митрополии, объединяющей все православные епархии Казахстана. На его же место в Воронеж был назначен постоянный член Синода, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Солнечногорский Сергий (Фомин).
Аналитики и журналисты, представляющие различные светские издания, стали немедленно искать в этой истории какую-то интригу внутри руководства РПЦ. По версии одних получалось, что Мефодий пал жертвой давней позиционной борьбы с митрополитом Кириллом (Гундяевым), членом Священного Синода, председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Другие же полагают, что на самом деле это произошло благодаря стараниям уже упоминавшегося митрополита Сергия, который является самым молодым и перспективным выдвиженцем Патриарха Алексия в Синоде. Негоже, будучи управделами, быть всего лишь одним из викариев (помощников) Патриарха в Московской области, ведь Солнечногорск - это не епархия, а всего лишь подмосковный городок, которого и на большой политической карте не сыщешь... В общем, все нормально, все, как у прочих людей - побеждает сильнейший.
Однако во всей этой истории есть какой-то симптом наступающего в церковной жизни недуга. На первый взгляд кажется, что в настоящий момент, когда РПЦ находит поддержку общества и государства, Церковь после большевистского переворота впервые достигла своего зримого триумфа. Но этот триумф и сам дух триумфализма как раз и несет большие опасности. Вспомним знаменитое сталинское выражение: "Головокружение от успехов". Сегодня руководство РПЦ - Московская Патриархия стремится создать митрополичьи округа не только в Средней Азии, но и в Западной Европе - объединить всех православных русских людей, принадлежащих в настоящее время к различным Православным Церквам на Западе. Откуда такая уверенность, что все зарубежники и константинопольцы захотят непременно войти в юрисдикцию Московского Патриархата? Не напоминает ли это политику того же сталинского руководства в отношении РПЦ, которое всерьез обсуждало после восстановления патриаршества в 1943 году возможность перенести центр вселенского православия из Константинополя в Москву!
Может ли наша Церковь, переживающая болезни роста и постепенно освобождающаяся от травматических последствий своего бытия при коммунистическом режиме, быть тем самым притягательным центром для русской диаспоры в Западной Европе?
Рассматриваемый нами симптом свидетельствует о том, что РПЦ так и не вышла из состояния застоя советских времен, когда стареющие и слабеющие патриархи уже не сами управляли Церковью, а это за них делали их наперсники. В 70-е годы, при Патриархе Алексии I (Симанском), таким временщиком был Данила Андреевич Остапов (заведовавший Хозяйственным управлением), в 80-е годы при Патриархе Пимене I (Извекове), когда митрополит Мефодий возглавлял Хозяйственное управление, всеми делами в Патриархии ведала жена некоего московского диакона, которую за глаза звали "Надежда всея Руси". Именно тогда управделами Московской Патриархии митрополит Алексий (Ридигер) - наш нынешний Патриарх, благодаря интригам пименовского окружения оставил эту должность и был вынужден довольствоваться переводом на Ленинградскую кафедру.
Однако проходит время, и все возвращается на круги своя. Став Патриархом в 1990 г. в горбачевском возрасте (в то время ему был 61 год), предстоятель РПЦ очень активно и динамично прожил последнее десятилетие XX века, но его болезнь и быстро наступившая старость лишают его возможности удержать в своих руках власть по управлению Церкви. Сейчас ближайшее окружение Алексия II - это прежде всего архиепископ Истринский Арсений и монахиня Филарета - также имеет непосредственное влияние на нынешнего предстоятеля в плане принятия решений по важным церковным вопросам и кадровой политике. Впрочем, может быть, так было всегда и нам не стоит сетовать на "времена и нравы"!
А тем временем бывший воронежский митрополит отправляется осваивать целинные земли Казахстана. Бог ему в помощь!