Скандальное заявление муфтия Таджуддина, объявившего джихад США, вызвало критические заявления со стороны представителей традиционных религий России, прежде всего ислама. Демарш главы Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ) обсуждался на заседании Межрелигиозного совета России, которое было целиком посвящено ситуации вокруг Ирака. Сам Талгат Таджуддин на заседании не присутствовал, прислав вместо себя своего заместителя муфтия Пермской области Мухаммедгали Хузина, который дал разъяснения по поводу скандальных заявлений главы ЦДУМ. По словам Хузина, муфтий Таджуддин имел в виду исключительно "духовный джихад", а отнюдь не военные действия против сил американо-британской коалиции.
Духовные лидеры в целом посчитали такое объяснение исчерпывающим. "Когда мы лично встречались с Талгатом Таджуддином, он всегда подчеркивал, что речь может идти только о духовном джихаде, а не о священной войне. Мне кажется, что именно это он и имел в виду", - заявил в интервью "НГР" председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтий Магомед Албогачиев. Такого же мнения придерживается и заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин: "В последних заявлениях ЦДУМа было, по-моему, ясно сказано, что ни о каком призыве к незаконным силовым действиям речь не шла - под джихадом в данном случае имелась в виду "духовная брань", а такое толкование возможно". Несколько более жесткую позицию занимает главный раввин (Федерация еврейских общин России) Берл Лазар: "Религиозный деятель и духовный лидер должен с особой ответственностью относиться к своим словам. Важно не только то, что ты говоришь, но и то, как люди тебя понимают. Надо помнить, что в обществе существует однозначное понимание джихада как священной войны, и простой обыватель не станет вдумываться в теологический смысл этого сложного исламского термина". Схожую точку зрения высказывает и глава Буддийской традиционной Сангхи России Пандидо хамбо-лама Дамба Аюшеев: "Заявление Талгата Таджуддина мы рассматриваем как всплеск эмоций. Подобные высказывания ни к чему не приведут. С буддийской точки зрения человек должен быть предсказуемым и предвидеть, что некоторые его слова могут иметь неприятные последствия".
В итоговом документе, принятом участниками заседания Межрелигиозного совета России, имя Таджуддина не упоминается, однако категорически заявляется "о недопустимости использования религиозных символов и понятий в целях эскалации конфликта, для вовлечения в него все новых участников, особенно в России".
Иными словами, участники Межрелигиозного совета постарались замять разгоревшийся по вине Таджуддина скандал. Зато его главный конкурент в борьбе за лидерство в российском исламе - председатель Совета муфтиев России (СМР) Равиль Гайнутдин умело воспользовался этим скандалом для расправы над своим давним соперником. 14 апреля под эгидой СМР в Москве состоялось расширенное заседание лидеров и глав мусульманских религиозных организаций и центров РФ, на котором мусульманские деятели, подчиненные Гайнутдину, приняли фетву (суждение), по сути, отлучающую Таджуддина от ислама. Заседание признало деятельность Талгата Таджуддина отступничеством от ислама и определило, что его заявление о джихаде не имеет силы и не должно исполняться мусульманами России. Было также объявлено, что председатель ЦДУМа больше не имеет права занимать должность руководителя мусульманских организаций, и отныне никто из мусульман не вправе совершать с ним совместную молитву (намаз) и следовать каким-либо указаниям с его стороны.
Что касается ситуации в Ираке, то после радикальных выступлений Таджуддина российские духовные деятели предпочитают говорить на эту тему очень осторожно. По итогам заседания Межрелигиозного совета России было принято достаточно обтекаемое заявление, в котором говорится, что верующие традиционных религий России "выражают солидарность со всеми, кто страдает в результате военных действий". В документе также отвергаются попытки представить войну в Ираке как религиозный конфликт. "Это не столкновение мусульман с представителями других религий. Свидетельствуя об этом, мы категорически отвергаем попытки религиозно оправдать этот конфликт с любой стороны", - заявили участники заседания.
Попытки религиозного оправдания войны в Ираке резко критикует в своем выступлении на страницах газеты "Интернэшнл геральд трибьюн" и генеральный секретарь Всемирного совета Церквей (ВСЦ) Конрад Райзер. "Они (Соединенные Штаты. - Ред.) даже заявляют о "божьем призвании" защищать человечество и бороться с силами зла. Однако использование моральных и религиозных аргументов для обоснования политических решений - это характерная черта тех самых фундаменталистских организаций, которым после 11 сентября 2002 года была объявлена антитеррористическая война", - считает Райзер. По его мнению, "победа не обеспечивает законности" военных действий. "Они надеются, что военные успехи заставят замолчать критиков их действий. Но вопрос о легитимности этой войны остается актуальным. Он останется таковым и будет преследовать правительства, участвующие в коалиции", - уверен генсек ВСЦ.
Ситуация в Ираке обсуждалась в ходе недавней встречи заместителя госсекретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности Джона Болтона с главой внешнеполитического ведомства Святого Престола архиепископом Жаном-Луи Тораном и другими высокопоставленными представителями Ватикана. В ходе встречи со стороны замгоссекретаря прозвучало заверение в том, что США берут на себя обязательство уважать гражданские права в Ираке. Как считают ватиканские источники, комментировавшие итоги встречи, она явилась "выражением стремления США наладить отношения со Святым Престолом, ранее резко осудившим их военные действия в Ираке". Между тем влиятельный член Римской Курии и префект Конгрегации по вопросам вероучения кардинал Йозеф Ратцингер выразил удовлетворение фактическим падением режима Саддама Хусейна. В интервью первому каналу итальянского телевидения кардинал заявил: "Теперь важно, чтобы возрождение Ирака было делом не одной страны, а международного сообщества".