Еврейские общины всего мира 17 и 18 марта отмечают Пурим - один из главных своих праздников. В этот день в честь чудесного спасения евреев от гибели во время правления персидского царя Ахашвероша (5 в. до н.э.) устраиваются веселые карнавалы.
В основе праздника лежат события, о которых повествуется в Книге Эстер (Есфирь). Разгневавшись на свою жену, царь прогнал ее и взял себе новую, еврейку Эстер. Советник царя Аман ненавидел евреев и захотел их погубить. Царь разрешил ему привести в исполнение свой замысел. День избиения по жребию ("пур") выпал на 14-й день месяца адар. Придворный царя и дядя Эстер - Мордехай сообщил царице о надвигающейся беде. После трехдневного поста Эстер отправилась к царю и пригласила его с Аманом к себе на пир. Во время трапезы царь пообещал исполнить любое желание жены. Тогда царица открыла ему замысел Амана и просила даровать жизнь себе и своему народу.
Царь разгневался на Амана, и в 14-й день месяца адар советник и его сыновья были повешены. С тех пор счастливое избавление стало отмечаться евреями как праздник. Постепенно к нему прибавилось почти сто малых пуримов, отмечавшихся общинами разных стран в память избавления от гибели в более поздние времена.
В Книге Эстер нет специальных предписаний относительно того, как следует праздновать Пурим. Имеется только указание на необходимость отмечать его в указанные дни "в веселье", а также делать подарки. Специальная праздничная трапеза устраивается в 14-й день месяца адар. Пир, согласно Талмуду, должен продолжаться от полудня до поздней ночи. К нему же относится, пожалуй, самое известное предписание праздника: напиваться так, чтобы "не отличать Амана от Мордехая".
В память об Амане на праздничный стол подаются гоменташ или озней гаман - "уши Амана" треугольной формы с маково-медовой начинкой. Для Пурима пекут также особую халу, большую и щедро сдобренную изюмом. В этот день следует посылать подарки своим близким и делать пожертвования в пользу бедных.
Устраиваются и представления, во время которых сжигают чучело Амана. В средние века существовал обычай "побиения Амана". Вместо чучела на двух камнях рисовали его образ или писали имя, а затем камни били друг о друга до тех пор, пока изображение не стиралось.
В Средневековье была даже создана особая литература, посвященная празднику. В нее входили разного рода шуточные стихотворения и песни, которые молодежь распевала во время праздника. Постепенно развился особый литературный жанр пуримшпиль - комедии и фарсы (иногда довольно фривольного содержания), особенно популярные в Германии.